« НазадЧИСТЫЙ 10.10.2018 08:22ЧИСТЫЙ – от древнего корня *keid- «растворять, разделять». Тот же корень, что и в глаголе цедить. Славяне в древности однокоренным словом цежъ называли процеженный и очищенный раствор овсяной муки. В санскрите однокоренным является слово छिन्न /чинна/ «разделенный, разрезанный». В древнегреческом языке однокоренным считают глагол σχίζω/схизо/ «раскалываю, разделяю»/. Корнесловно чистый означает «исцеленный путем отделения от примесей» - противоположность мутного, смешанного, зараженного. «И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (Четвертая книга Царств, 5: 9-14). В Ветхом Завете главным средством очищения внутреннего мира человека от развращающих мысленных примесей назван Страх Божий: «Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист (в греческом переводе καθαρισθήσομαι /катаристисомэ/ - «отделен путем катарсиса») от великого развращения» (Псалом Давида, 18: 9-14). В Новом Завете главное внимание уделяется внутреннему очищению человека от оскверняющих сердце и душу примесей скупости, алчности, злобы и множества других страстей, примешиваемых нечистыми духами: «Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом. Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете (καθαρίζετε /катаризете/ - отделяете от грязи путем катарсиса), а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее? Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто (καθαρὰ /катара/)» (От Луки, 11: 38-41). Греческие слова катарос «чистый» и катарсис «очищение» несут в себе тот же образ, что и русское слово чистый: исцеление и возвращение к первоначальному состоянию путем отделения от грязных примесей. Очищение внутреннего мира человека живым Словом Божиим – один из ключевых образов Евангелия: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает (καθαίρει/катаире/), чтобы более принесла плода. Вы уже очищены (καθαροί /катарои/) через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (От Иоанна, 15:1-5). В.С. |