« НазадДОГМАТ 02.01.2023 21:15ДОГМАТ – от древнегреческого термина δόγμα /догма/, в основе которого, по данным ученых-этимологов, скрыт древний корень *dek-/ dъk- «принимать, усваивать». От этого корня произошло множество современных терминов, таких как доктор, доктрина, доцент, документ, парадокс, синекдоха (συνεκδοχή «совместное понимание»). Имя существительное ДОГМА(Т) – отглагольное. Оно образовано от глагола δοκέω «представлять» и, далее, от более древнего глагола δέχομαι/δέξηται /дехомэ/дексетэ/, который воспринимался древними ка религиозный термин «принимать (посылаемое свыше)». «А если кто не примет (μὴ δέξηται/ме дексетэ/) вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (От Матфея,10:14-16). «Истинно говорю вам: кто не примет (μὴ δέξηται /ме дексетэ/) Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (От Марка, 10:15). Каждый принятый, утвержденный и официально заверенный ДОКУМЕНТ становится ДОГМОЙ в том обществе, которое его принимает. Приняв и подписав государственный документ, гражданин подтверждает свое подданство, преданность и принадлежность своему государству. Догмой или догматом называют основное положение какого-либо учения, принятое за истину. Церковные догматы, принимаемые на веру, - это основы, на которых зиждется единство церкви. Догматические расхождения и споры подобны подкопам под фундамент здания, попыткам разрушить храм. Поэтому часто споры о догматах становились и становятся предлогом для кровопролитных религиозных воин. Однокоренной с ДОГМОЙ ПАРАДОКС (παρά «около, напротив» + δόξα «принятое») корнесловно означает «противостоящее (обще)принятому» Парадоксальными называют неожиданные, непривычные, противоречащие общепринятым догматам и доктринам явления, высказывания или взгляды. Докторы и доценты любят парадоксы, потому что при их помощи можно разрушать одни, уже устаревшие ложные научные построения другими, столь же ложными, но более новыми, актуальными и диссертабельными. Приписываемая софисту-богослову Тертуллиану 9третий век н.э.) фраза «Верую, ибо абсурдно» стала распространенным ответом верующих людей на постоянные попытки ученых материалистов разрушить основные догматы христианства указаниями на их парадоксальность. Интересно, что Тертуллиан отстаивал в третьем веке основные ДОГМАТЫ христианства в спорах с докетами – еретиками, еретическая секта которых была так названа от однокоренного с ДОГМОЙ глагола δοκεῖν/докейн/ «казаться». Не все, что кажется истинным и доказанным софистическими рассуждениями, является ДОГМАМИ в действительности. Антонимом парадокса и докетизма является ортодокс —буквально «прямо последующий принятому свыше учению и усвоенному догмату». Греческое слово ὀρθοδοξία /ортодоксия/, традиционно переводимое как «православие», буквально означает «правильное учение», то есть догмат, доктрина, признанная единственно правой и верной. В древнегреческом языке времен Гомера родственное ДОГМЕ слово ДОКСА означало «общепринятое мнение», «усвоенный современным обществом взгляд на вещи». В поздней античности философы-софисты пользовались «доксами», чтобы доказывать свою правоту при помощи ловкого плетения словес и логических ловушек. При переводах Евангелия с греческого на латинский язык слово докса стало последовательно переводиться с заменой корнесловного образа: не как «принятие учения» или «предание себя Учителю», но как gloria /глория/ «слава». Вместо δοξάσωσιν /доксасосин/ - корнесловно и буквально означающего «принимать твое учение и предавать себя учителю (доктору)» стали везде писать glorificare «прославлять». Например, в пятой главе Евангелия от Матфея Христос учит нас просвещать людей, чтобы они, видя наши добрые дела, предавали себя нашему Отцу Небесному: «οὕτως λαμψάτω τὸ φῶς ὑμῶν (так да светит свет наш) ἔμπροσθεν τῶν ἀνθρώπων (перед людьми) ὅπως ἴδωσιν ὑμῶν τὰ καλὰ ἔργα (чтобы видели наши добрые дела) καὶ δοξάσωσιν /доксасосин/ τὸν πατέρα ὑμῶν (и принимали Отца Нашего) τὸν ἐν τοῖς οὐρανοῖς (который на Набесах)» (От Матфея, 5: 16). В латинском каноническом переводе вместо доксасосин «принимали» стоит глагол glorificent /глорифисент/ «прославляли». Соответственно, и в церковнославянском, и во всех русских переводах используется глагол «прославлять». Корнесловная разница между ДОГМОЙ и ДОКСОЙ как принятием Света Истины просвещенными людьми и ГЛОРИЕЙ-ГЛОРИФИКАЦИЕЙ как прославлением Света Истины в наши дни приобрела особую значимость. Дело в том, что латинское Gloria- glorificent «слава-прославляют» возводится современными западными этимологами к основе *gnoris /гнорис/ «знание, узнавание» и древнему корню *ǵneh- «узнавать» (здесь усматривают закономерное историческое чередование звуков /л/ и /н/: из «гнории» получилась «глория»). Слава-глория, как и всякий плод Древа познания, проистекает «из головы» - от рационального рассуждения, то есть от личного человеческого суда и общественного мнения. Когда мы, часто всуе, нарушая Третью заповедь Моиссеву, то и дело с облегчением и вздохом произносим «Слава Богу!», имеем ли мы в сердце своем безусловное принятие христианского ДОГМАТА «Да будет Воля Твоя яко на Небеси и на Земле»? Или просто рассуждаем «Пронесло, повезло и какой же я молодец!»? Вместо ответа приведу цитату из интернета: «От себя могу предложить нейтральные эквиваленты: слава Богу - к счастью, по счастливому стечению обстоятельств, по счастливой случайности, фортуна улыбнулась (удружила), удача помогла, судьба заступилась, о чудо, обошлось»(https://yandex.ru/q/question/chem_mozhno_zamenit_prievshiesia_slava_i_dff1f060/?ysclid=lcadbg5eer306000265). Произнося «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу!» как перевод греческой молитвы «До́кса Патри́ ке Ио́ ке аги́о Пне́вмати», мы не просто прославляем Бога устным рациональным суждением, а корнесловно исповедуем всецелое принятие Воли Божьей и усвоение Ее всем сердцем. ДОГМА должна быть принята не столько умом, сколько всем сердцем, и усвоена в нем как искреннее и не требующее доказательств сыновнее вероисповедание. Тогда и докса-слава будет по-детски, от всего чистого сердца прославлять и утверждать Волю Божию, а не своеволие на Земле. «Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (От Марка, 7:6-7). В.С. |