« НазадДУХ 04.03.2018 16:01ДУХ – согласно данным этимологических словарей разных языков мира, восходит к древнему корню *dhe- «насаждать, устраивать». Общепризнанным в этимологии является родство этого слова с русскими глаголами дышать, дохнуть, душить, дво́хать дво́шить «тяжело дышать, запыхаться; с литовскими dvesė́ti «дышать», dvasiá «дух», dvãkas «воздух, дух, запах»; с латышским dvesêt «дышать». Однокоренными являются также санскритские देहिन् /дехин/ «дух, душа, человек, земля», धारावनि /дхарамани/ «ветер», धूक /дхукха/ «гое, плач, буквально «удушье»/, धमति /дхамати/ «выдыхать (то же, что наше дымить)». В древнегреческом языке однокоренным с ДУХ является слово θεός /тэос/ (ранее *θεσός /тэсос/) «бог». Корнесловно Тэос (Бог) – «Тот, от Кого исходит Дух, Податель жизни». Древний корень этого слова *dhe-, восстановленный современными учеными путем фонетических сопоставлений слов древних и современных языков, является так называемой индоевропейской реконструкцией. Вместе с этим, многие однокоренные и сходные по смыслу с ДУХ слова, сохранившиеся в русском и в ряде других языков, позволяют утверждать, что реконструкция *dhe- неудовлетворительна. Она не раскрывает древнейшего корнесловного представления о духе, а наоборот, отдаляет от него. В русском языке, как и в прибалтийских, в славянских языках, и в Санскрите, до сих пор сохраняются устойчивые закономерные чередования гласных /о/, /ы/, /у/ с кратким (нулевым) гласным /ъ/, проявляющиеся между начальным и конечным согласными /д/ и /х/ в этом корне. Чередование /ду/ - /дъw/ - /дъвъ/ («двохать», «dvesė́ti») дает основание предполагать, что *dhe- восходит минимум к двум древнейшим более простым праязыковым корням: *dъ «делать, делить» и *hъ «двигать, приводить в движение». Чередование в первом корне*dъ гласных /ъ/, /у/, /ы/ с губно-губным согласным /w/ и, далее с губно-зубным /в/ порождает еще одно важное для восстановления корнесловного первообраза предположение. Возможно, между корнями*dъ и *hъ изначально присутствует еще один древнейший первокорень *vъ «вить, веять, вязать». Опираясь на эти предположения, можно представить древнейший первообраз, скрытый в слове ДУХ, как сочетание трех простых первообразов «делать, делить» + «вить, веять, вязать» + «двигать, приводить в движение». Получается единое представление о духе, как об «исходящей от Делателя Силе, связующей и приводящей в движение все сделанное». Делая, то есть исполняя единую Волю Отца, и Сына, и Свою, Дух, согласно Библии, творит путем деления: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй. И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо» (Книга Бытия, 1:1-10). Человек сотворен по Образу Божию. Поэтому вся работа, которую мы делаем, все слова, которые мы произносим и дела, которые творим, производятся нами на выдохе, то есть путем исхождения человеческого духа. В Новом Завете слову ДУХ отводится особое место. Произнося слова, каждому человеку следует помнить, что в них дышит или Дух истины, или дух хулы, исходящий от наследия Змея и противоречащий Духу истины. Говоря о Духе, исходящем от Отца Небесного, Иисус Христос предупреждает людей о погибели для всех, производящих своим духом хулу на Духа Святого: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит (произносит) доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (От Матфея, 12:31-36). По научению Апостолов, прежде, чем произнести какое-либо слово, следует испытать, то есть проверить тот дух, от которого оно произошло в сердце и пришло на ум человеку: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (Апостола Иоанна послание первое, 4:1-4). В.С. |