ИНДИВИД

« Назад

ИНДИВИД  01.06.2018 22:10

ИНДИВИД – состоит из трех древних корней. Первый, приставочный корень *in- «отрицание», тот же, что и в русской отрицательной частице не. Второй корень *de- «деление надвое», тот же, что и в русском числительном два. Третий корень *wi-tero- «отдаление, отрыв» - тот же, что и в санскритском विवर्धित /vivardhita/ «удаленный, отдалившийся», и в русском порядковом числительном второй. Сочетание двух корнесловных образов «отрицание» и «деление надвое» порождает единое представление об индивиде как о «неделимом», то есть цельном, твердом, самобытном и самодостаточном человеке. Это представление и закрепилось в современном обиходе за такими словами индивидуальность, индивидуал, индивид. Третий древний корень, несущий в себе образ «удаленного, отдалившегося», делает представление об индивиде более глубоким и близким к сути современного индивидуализма: индивид - «самодостаточный человек, твердо придерживающийся принципа отдаления как от других людей, так и от Бога». Это представление является наиболее точным и полным, хотя и забытым. Оно несет в себе обличение романтического культа одинокого героя, бросающего вызов Богу и человечеству (к примеру, «байронические» литературные герои вроде Онегина, Печорина, Раскольникова, Базарова). Оборотная сторона индивидуализма – отказ уделять что-либо от себя другим людям или Богу: отсутствие уделяемого другим внимания, времени, жизненного пространства, душевного тепла и материального благосостояния. Латинский термин индивидуум первоначально означало «атом» - «далее неделимая элементарная частица». Расщепление атома, как известно, не только возможно, но и крайне опасно, поскольку оно вызывает цепную реакцию высвобожения огромной разрушительной силы. Как социально-психологическое явление современный рост индивидуализма в экономически развитых странах, с одной стороны, порождает отрицание и разрушение духовных связей как национального, так и религиозного характера (нигилизм). С другой стороны, рост твердой и упорной самобытности индивида вызывает растущее внутреннее саморазрушение, то есть самоубийства, инфаркты, инсульты, невротические и депрессивные состояния психики. Деление, то есть «дивид» - это основа жизни как пути к совершенству: отрицание зла, естественный отбор и преумножение добра – плодоношение. Прекращение или отрицание деления (ин-дивид) означает умирание, конец жизни. В Библии сотворение мира описывается как деление: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы (в латинском тексте «et divisit Deus lucem ac tenebras») » (Бытие, 1:3). «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды (et dividat aquas ab aquis)» ((Бытие, 1:6). Интересно, что ни в латинском, ни в английском, ни в каких-либо других текстах Священного писания Ветхого и Нового Заветов речь идет только о делении (дивид), и ни разу не употребляется слово индивид. Впрочем, в одном эпизоде Нового Завета Христос говорит о том, кто не желает делиться сам в себе, чтобы не потерять свое царство, по сути – об индивиде: «И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою (adversus se divisus est): как же устоит царство его?» (От Матфея, 12:26). Отделившийся от Бога сатана внутренне неделим и не способен к творчеству или самосовершенствованию, то есть мертв. Он могуществен в своей разрушительной деятельности, поскольку добывает энергию, расщепляя атомы человеческих индивидов и вызывая между ними цепные термоядерные реакции страстей, ненависти, войн, революций и самоуничтожения целых народов, государств, обществ и цивилизаций. Чтобы получить индивидов как атомы, то есть кирпичики для социальной инженерии, современные системы управления внешним и внутренним миром людей разрушают устойчивые древние связи человека с Богом, с предками и родственниками - со своим народом. Став ярким и самодостаточным героем-индивидом, человек-атом начинает испытывать острое чувство одиночества и тягу к себе подобным героям. Тот, кого вследствие индивидуализации неудержимо тянет к выражению и утверждению своей индивидуальности, легко управляем и падок на сетевые приманки вроде рекламы и продуктов СМИ. Став полным индивидом, человек умирает для Бога и своего народа. Тот, кто не разделяет в себе свет и тьму, добро и зло, Божье и сатанинское, отделяет себя от настоящей жизни как непригодный: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других (et separabit eos ab invicem – корни in- и vi- те же, что слове индивид) как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую» (От Матфея, 25:31-33).

В.С.