« НазадКОНТАКТ 23.09.2019 16:44КОНТАКТ – в современную международную терминологию это имя существительное пришло из латыни, где оно образовано от глагола contingō /континго/ «трогать, брать в руки, прикасаться со всех сторон». Оба слова происходят от двух древних корней: приставочного *ḱóm- «присоединение, совмещение» и основного *tehg->*tag- «трогать, прикасаться, брать в руки». Первый, приставочный древний корень – тот же, что и в древней славянской приставке *sъ(n) «соединение, совмещение», сохранившейся в таких современных словах как сунуть/совать/сую, снять/снимаю, сновать/сную, сон/спать. К этому же корню восходят русские предлоги и приставки с(о)- и к(о). В иностранных языках приставки, восходящие к этому корню и образу «соединение, совмещение», встречаются в таких словах, как конгресс, компания, компас, коммуна, конвенция, концерт, комикс, компьютер и еще очень многих. От этого же корня и корнесловного образа произошла приставка сим/син-: симфония, синхронный, симбиоз, синагога, синтаксис, синтетика, символ. Чередование звуков /н/ и /м/ в конце этого корня объясняется древней нозализацией, то есть изначальным носовым звуком «Юс», который произносился «в нос» и слышался то как /он/, то как /эм/. Образ соединения и совмещения, скрытый в корне приставки КОН-, в религиозном мировоззрении соответствует СОЧЕТАНИЮ: соединению невидимой духовной силы с душой и духом человека. «Возвратитесь, дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с (в древнегреческом тексте κατακυριεύσω /катакирьевсо/, где κατα- происходит от корня *ḱóm- «присоединение, совмещение») вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион. И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас с знанием и благоразумием» (Книга пророка Иеремии, 3:14-15). В древнегреческом языке Евангелия часто встречается понятие синезии (συνέσει), переводимое на славянский язык как «разум, разумение, понимание». Приставка син-, однокоренная с КОН-, образно указывает на то, что любое разумение и понимание начинается с СОЧЕТАНИЯ духа и мыли человека с иными духовными силами. Чистый разум, разумное поведение и верное понимание, согласно Евангелию, даруются только сочетанием и единением человеческого духа с Богом: «Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму (в греческом тексте συνέσει /синесии/) и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что́ Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что́ принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли (συνῆκαν /синэкан/) сказанных Им слов» (Евангелие от Луки, 2:46 – 50). Пока человек жив, он постоянно сочетается в своем разуме с высшими, равными себе и низшими духовными силами; с чистыми и нечистыми источниками мыслей. К сожалению, присущая нам духовная слепота и неразборчивость в этих сочетаниях часто приводит к заражениям дурными мыслями и ложными понятиями. «С кем поведешься, от того и наберешься». «Как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской? Тогда они поняли (συνῆκαν /синэкан/), что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского» (От Матфея, 16:11-12). Второй, основной древний корень слова КОНТАКТ *tehg-> *tag- /таг/ «трогать, брать в руки», ранее тоже оглашался носовым гласным звуком. Следы такого оглашения остаются в таких порожденных этим корнем словах, как танго (танец, основанный на эротических прикосновениях), тангенс, котангенс; английское tangible «ощутимый, воспринимаемый органами чувств». Этимологически однокоренными с КОНТАКТ являются такие слова, как такт, тактичный, тактильный «ощутимый на ощупь», туше «укол острием рапиры в фехтовании». Что общего между представлениями о контакте и о тактичности? – Очевидный ответ содержится в устойчивых выражениях разных языков, к примеру, русское «Меня это не касается (не трогает)», или итальянское noli me tangere «не тронь меня». Нетактичные или «бестактные» контакты особо свойственны тому состоянию человеческого общества, которое называют толчеей, толпой. Контакты в толпе часто приводят к травмам и даже гибели людей. К примеру, в Афинах есть одна из центральных площадей под названием Синтагма (название, корнесловно однокоренное с КОНТАКТ: син=кон + тагма =такт). Во время студенческих волнений и демонстраций на этой площади бывали случаи травм и даже гибели раздавленных толпой людей. Греческий глагол τάσσω /тассо/ «устанавливать, повелевать, наводить порядок», образованный от древнего корня *tehg->*tag-, ранее означал еще «соглашаться, подчиняться повелениям». В этом смысле он встречается в Евангелии: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел (ἐτάξατο /итаксато/ - форма глагола τάσσω, однокоренная с КОНТАКТ) им Иисус» (От Матфея, 28:16). Образы КОНТАКТА «трогать, брать в руки» и «наложить свою руку, взять под свою руку, овладеть» родственны. Каждый контакт вольно или невольно для контактирующих приводит к власти одного над другим. Контактируя с другими как тактильно, так и в речи, и в мыслях, и в чувствах, мы или подчиняем себя им, или подчиняем их себе, хотя часто не замечаем этого. Человек, позволяющий другому накладывать на него руку, то есть руководить собой, становится подчиненным исполнителем высшей воли. Тот же, кто «распускает руки», без спроса прикасаясь к другим людям, пытается подчинить их волю своей. Разумеется, касаться, задевать других людей можно не только телесно, но и словесно, произнося трогательные, раздражающие, ранящие или исцеляющие чужую душу слова и звуки. Издревле многие люди полагают, что такой же силой, как телесный и словесный обладает еще мысленный контакт. Хорошо, когда человек контактирует с Богом, со святыми и близкими любящими и любимыми людьми, и беда, когда он беззащитно и без осторожности контактирует с лукавым, его жертвами и его клевретами (подельниками). Примеры того, что речевой и даже мысленный контакт на расстоянии бывает вполне достаточен для руководства жизнью и владения волей других людей, есть в Евангелии. Одним из таких примеров стал римский сотник, любимый слуга которого был болен при смерти. Он попросил иудейских старейшин умолить Иисуса об исцелении больного слуги. Христос согласился и пошел со старейшинами в дом сотника, чтобы исцелить слугу наложением рук, но сила веры сотника в Слово Христа была так велика, что она позволила спасти умирающего на расстоянии, не прикасаясь к нему: «Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным прийти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный (τασσόμενος /тассоменос/, одного корня с КОНТАКТ) человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то́, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим» (От Луки, 17:8). В.С. |