Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
« Назад

КРЕСТ  14.03.2018 22:16

КРЕСТ – ученые-этимологи дружно возводят это слово к переозвученному имени Христос, указывая на аналогичное чередование согласных к/х в однокоренных словах крестьянин-христианин. При этом, начиная с 18 века, в русской лексикографии (науке об описании значений и происхождения слов) сложилась традиция не обращать внимания на однокоренное с КРЕСТ слово КРЕСИТИ «высекать огонь, возжигать» и, как устойчивая метафора, «воскрешать, возвращать к жизни». В сохранившихся протоколах заседаний составителей этимологического «Словаря Академии Российской» (составлялся с 1786 по 1797 год) отражены споры о возможности объяснения происхождения слова КРЕСТ от КРЕСИТЬ. Причиной возникшей в те годы традиции не упоминать слово КРЕСИТЬ в связи с происхождением слова КРЕСТ стали языческие обряды огнепоклонников, в которых высекание огня кресалом считалось обращением к Хорсу – идолу Солнца и молнии. В итоге, решили не упоминать о корнесловной этимологической связи креста и воскресения по религиозным причинам. Так и повелось. По нашему мнению, древний корень слова КРЕСТ - составной, восходящий к двум древнейшим корням: къ- «присоединение», *rъ- «резать, разделять» и *sъtъ «ставить, стоять». Сочетание трех корнесловных образов порождает единое представление о кресте: восстановление разделенного грехопадением союза Земли с Небом. Двумя корнями къ- «присоединение» и *rъ- «резать, разделять» КРЕСТ связан с тем же первообразом, что и в словах кровь, корень, сердце (лат. кардиа): «соединение разделенного, средоточие». Третий корень *sъtъ «ставить, стоять» - тот же, что и в древнегреческом σταυρός /ставрос/ «крест». В Евангелии слова КРЕСТ и КРЕЩЕНИЕ применяются как родственные, близкие по звучанию и по смыслу: «Тогда приступила к Нему мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него. Он сказал ей: чего ты хочешь? Она говорит Ему: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим» (От Матфея, 20:23). Восхождение Христа на Крест связано в Евангелии как с нисхождением благодатного Небесного Огня вечной жизни, так и с разделением людей на христиан и антихристиан, «пшеницу и солому»: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (От Луки, 12:49-53). События, описываемые в 12 главе евангелия от Луки, происходят уже после того, как Христос крестился от Иоанна Крестителя в реке Иордан (Третья глава евангелия от Луки). В славянском тексте Евангелия слова «крещением должен Я креститься» явно содержат в себе корнесловный образ не водного крещения, а грядущего восхождения на Крест и Воскресения Христова - возгорания Небесным Огнем. О скором нисхождении очистительного Огня на Землю после Своего крестного самопожертвования Христос и предупреждает Своих учеников: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (От Луки, 12: 49). Интересно, что в современном греческом тексте евангелия от Луки вместо слов, содержащих образ крещения и креста как нисходящего Огня, применяются слова βάπτισμα /баптизма/ «водное крещение» и βαπτισθῆναι /баптисинэ/ «креститься в воде». Эти же слова применяются и в латинском переводе: Baptisma и baptizari. Об отличии первого водного крещения Иоаннова от второго огненного крещения Христова (восхождения на Крест и Воскресения) в Евангелии говорит сам Иоанн Креститель: «Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идёт Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым» (От Луки 3:16-17). Итак, Крест представляет собой образ огненного Столпа Истины – вечного огненного Древа жизни, Лествицу спасения, соединившую Землю с Царством Небесным. «и Он есть прежде всего, и все Им стои́т. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем» (Апостола Павла послание Колоссянам, 1:17-23).

В.С.



Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена