Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
« Назад

ПАРАДИГМА  10.01.2023 22:09

ПАРАДИГМА – греческий термин, образованный от глагола παραδεικνύω /парадейкнуō/ «показываю образец; сравниваю с образцом». Состоит из двух частей: 1) παρα- (para-), «рядом, подле»; 2)‎ δείκνυμι (deíknumi) «указывать (пальцем)». После неоднократной кардинальной смены образовательных парадигм в течение 20 века в современном российском образовании возник кризис разнообразия, вплоть до полного безобразия, то есть безразличия к святым непререкаемым образцам воспитанности и зрелости выпускников образовательных учреждений. Первая часть пара- восходит к древнему корню *preh- «перед», тому же, что и в санскритском पुरा (purā) «в прошлой жизни»; в русском предок. Древние греки даже в своем язычестве всегда ощущали присутствие предков где-то рядом, в окружающем их невидимом мире теней. Поэтому к началу нашей эры в их представлениях произошла подмена «первого, предыдущего» «находящимся рядом, около». К примеру, слово паранойа уже во времена Платона и Аристотеля стало пониматься не как «умствование предков», а как «околоумие, мания (преследования), безумие». С приходом в мир Христа началась борьба между тогдашней языческим и Новозаветным христианским пониманием безумия и мудрости. Поведение первых христиан, казавшееся язычникам безумием, вновь стало утверждаться как образец изначальной и вечной праведности святых предков: «Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1 Кор.,3:18-20). Вторая, основная часть термина ПАРАДИГМА – δείκνυμι /дейкнуми/ «указывать (пальцем)». Она восходит к древнему корню *deyḱ- «указывать», тому же, что и в латинских словах индекс, диктатура, диктовать. Сочетание образов пара- «около, рядом, подле» и -дигма «указывать (пальцем)» порождает античное языческое и светское понимание ПАРАДИГМЫ как образца, указываемого социальным окружением, общественным мнением. Если же вернуться к первообразу пара- как «перед; исходящий от предков; из предыдущей жизни», то ПАРАДИГМА возвращается к своему истинному изначальному смыслу: «указание-образец, унаследованный от Бога Отца Небесного и, по народной традиции и обычаю, от предыдущих поколений древних предков». Указывая указкой на образцы для заучивания, каждый преподаватель не просто обучает, но и утверждает во внутреннем мире учащихся ту или иную парадигму. Если в своих указаниях и в диктуемых текстах педагог руководствуется нормами социального окружения, он утверждает современную общепринятую парадигму. Если же руководствуется Священным писанием, Заповедями Божьими и Преданием святых отцов, то утверждает вечную христианскую православную парадигму Святой Руси. В какой из двух противоречащих друг другу парадигм происходит развитие современного российского образования: в диктуемой разноречивым и изменчивым общественным мнением, или в Новозаветной, унаследованной от святых христианских образцов православной праведности? Если в первой, то это «есть безумие перед Богом», лукавое угождение князю мира сего и суетное умствование работников образования. Если все же происходит возвращение к иной, традиционной для Святой Руси православной парадигме, то почему до сих пор в системе образования отсутствует систематическое полноценное изучение истории русского языка, истории Церкви; житий святых, имена которых носят учащиеся; Закона Божьего, Священного писания? «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» (А.С. Грибоедов, из комедии «Горе от ума»). Постановка вопросов о выборе преподавателем парадигмы образования в настоящее время обрела величайшую, конечную остроту: или взрывать атомные электростанции и без пощады и разбора убивать всех врагов даже ценой жизни всего человечества, или руководствоваться Заповедями Моисеевыми и Христовыми Заповедями блаженства, призывающими к милосердию и миротворчеству. Современная парадигма, черпающая образы для подражания, в основном, из западных компьютерных игр и фильмов, прославляющих насилие, извращение естества и смерть, воспитывает детей в полном отрыве от древних христианских образцов. Те, кто пытается взорвать атомную электростанцию или требует применить атомные бомбы для уничтожения врагов, искренне НЕ СООБРАЖАЮТ ни своей ответственности перед Богом, ни перед предками и потомками (своим народом); ни перед человечеством. Внедренные в их подкорку сатанинские парадигматические образцы учат решительно и безжалостно разрушать и убивать, несмотря ни на что. Делать вид, что породившая этих несообразных христианским предкам особей система образования здесь не причем – лицемерное лукавство. В каждой системе есть свой канонический набор парадигм-образцов принятия решений и поведения. В течение всех лет обучения в той или иной системе образования эти парадигмы руководят поведениям учителей и оглашаются (дигматисэ) ими для усвоения учениками. Сейчас надо срочно менять парадигму, точнее, возвращаться, с одной стороны, к исповедальному оглашению и утверждению образцов древней христианской праведности (православию), а с другой – к категорическому отказу от приятия и оглашения «нормальной» светской греховности. Даже считая себя правым в обличении и оглашении чужих грехов, современный учитель должен поступать не по собственному или общепринятому суждению, а по Воле Божьей и по образцам таких святых отцов, как праведный ветхозаветный Ной и новозаветный святой Иосиф. «Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить (δειγματίσαι /дигматисэ/) Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Мф., 1:19). Единственной здоровой альтернативой сатанинской парадигме безудержного самоутверждения, первенства за счет других, вседозволенности под видом свободы нравов, является образование новых поколений наших детей во Христе: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых, и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг (в оригинале ἐδειγμάτισεν /идигматисен/ - буквально «изобличил, гласно предал» их позору, восторжествовав над ними Собою».

В.С.



Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена