« НазадПЕРСПЕКТИВА 24.10.2022 21:12ПЕРСПЕКТИВА – В русский язык этот термин пришел из средневековой латыни, где perspectiva ars означает «искусство оптики». Латинский глагол perspicere /перспикере/ или, в вульгате /перспцере/ означает «инспектировать, видеть насквозь». Он образован сочетанием приставки per- «сквозь» и основы specere /спекере/ «смотреть». Основа была заимствована латинянами из древнегреческой античной философии, в которой часто использовался термин σκέψις /скепсис/ «рассмотрение», перестановка согласного в котором породила латинское слово specere. Древний корень этих слов этимологи воссоздали в виде *sḱep-/*speḱ- «обозревать». Важно заметить, что ученые сторонники теории индоарийского праязыка воссоздают древний корень основы слова ПЕРСПЕКТИВА в виде *spaś- /спаш/. Они опираются в этой реконструкции на такие, несомненно однокоренные со σκέψις и specere санскритские слова, как स्पश् /спаш/ «шпион, соглядатай», स्पष्ट /спаста/ «правдивый, прямой», स्पष्टयति /спастаяти/ «разъяснять, вести прямым путем». Соглашаясь с этой точкой зрения, предположим также корнесловное родство русского слова СПАСАТЬ/СПАСТИ и с санскритским представлением о спасении как о «разъяснении правого (прямого) пути», и со словом ПЕРСПЕКТИВА. Если ПАСТЫРИ слепы и не могут видеть прямую перспективу, то и спасаемые ими пасомые неминуемо заблуждаются и гибнут: «Оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (От Матфея, 15:14). Слово σκέψις /скепсис/ - древняя основа термина ПЕРСПЕКТИВА, было введено в научный обиход греческим философом и врачом Секстом Эмпириком (второй век нашей эры). В его понимании скептик – это каждый человек, наделенный способностью одновременно видеть и ведать; смотреть и размышлять о рассматриваемом, то есть воспринимать мир органом зрения и мышлением. Мы все одновременно ощущаем свет глазами и обдумываем это ощущение света на основе прошлого опыта, верований и убеждений. Не все очевидные ПЕРСПКТИВЫ являются истинными, и наоборот: не все кажущиеся бесперспективными вещи лишены перспектив. Ведение ПЕРСПЕКТИВЫ зависит от точки зрения, опыта, убеждений и мудрости смотрящего вперед человека: «Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма (в оригинале σκότος /скотос/), то какова же тьма?» (От Матфея, 6:23). Любимым выражением скептиков со времен Секста Эмпирика стало «мне кажется». То, что мы видим (ПЕРСПЕКТИВА) в понимании скептиков не может полностью соответствовать тому, что есть на самом деле. Современная наука, физика, медицина и психология, подтверждает правоту разумного скептицизма: все, что мы видим и ощущаем, не есть прямой (пер-) взгляд (-спект) на вещи, поскольку свет истины преломляется как в атмосфере и в хрусталике глаза, так и в убеждениях, взглядах и верованиях носителей разных культур. Ключевым для тех, кому что-либо кажется, является вопрос «Кем?»: кто является указчиком и устроителем тех ПЕРСПЕКТИВ, которые кажутся реальными? – Чтобы помочь духовно слепой и заблуждающейся пастве Спаситель Господь даровал своим проповедникам способность ПРОВИДЕНИЯ (по-гречески πρόνοια /пронойа/ «проникновение умным взором сквозь время и пространство»). Таких святых Божьих людей называют пророками (προφητε /профети/). Есть и другие обозреватели, показывающие перспективы: лжепророки, прельщенные лукавыми ухищрениями врага Божьего и человеческого. «Берегитесь лжепророков (ψευδοπροφητῶν /псевдопрофитон/), которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узна́ете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Та́к всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узна́ете их.» (От Матфея, 7:15-16). Образ Марии у ног Христа запечатлен на фрагменте византийской фрески «Воскрешение Лазаря. Встреча Христа с Марией и Марфой» из монастыря Высокие Дечаны (Сербия, Косово, 14 век). Различия в видении или неведении ПЕРСПЕКТИВ, по-моему, бывают обусловлены любовью (агапэ) или ненавистью людей по отношению к предмету рассмотрения. Тот, кто ненавидит, то есть, буквально не хочет видеть на своем жизненном пути рассматриваемый предмет, духовно слепнет и теряет способность пророческого перспективного ведения невидимой сути видимых предметов. Неслучайно ненависть в русском языке называют слепой. Тот же, кто просвещен истинной любовью, всегда представляет и провидит невидимый внешними очами предмет своей любви – главную ПЕРСПЕКТИВУ на жизненном пути каждого человека: «Бо́га никто́же ви́дѣ нигдѣ́же: Единоро́дный Сы́нъ, сы́й въ ло́нѣ Отчи, То́й исповѣ́да» (От Иоанна, 1:18). «И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (От Луки, 10:22-24). В Евангелии в ответ на вопрос законника о перспективе вечной жизни Христос открывает всем людям то, что жизненные перспективы зависят от любви: «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить» (От Иоанна, 10:25-28). В.С. |