Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
« Назад

ПОКОЙ  30.07.2019 22:45

ПОКОЙ – от двух древних корней: *p(e)hw- «конец, прекращение работы» и *kʷe(l)- «обращать, совершать». Сочетание двух корнесловных образов порождает представление о ПОКОЕ как о благополучном завершении творческой деятельности, о достигнутом после созидания совершенстве. Покой – это имя существительное, связанное с глаголом ПОЧИТЬ «уснуть» (историческое чередование звуков /к/ и /ч/). По сути ПОКОЙ представляет собой полное прекращение трудовой деятельности, совершенную жизнь во всей ее полноте – достижение той высшей точки роста, в которой вьющаяся восходящая спираль обращается в завершенный круг. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (в древнегреческом тексте κατέπαυσεν /катепаусин/) в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Бытие, 2:2-3). Первый древний корень *p(e)hw-  тот же, что в слове пауза, которое произошло от древнегреческого παῦσις /паусис/ «остановка, прекращение деятельности». Слово παῦσις /паусис/, в свою очередь, образовано от глагола παύω «останавливаюсь, прекращаю свой путь». Этот корень также присутствует в древнегреческом собственном имени Павсаний, которое состоит из двух слов: παῦσις /paûsis/ «прекращение, завершение» +‎ ἀνία /anía/ «печаль, горе». Имя Павсаний буквально означает «положивший конец горестям и бедам», то есть «утешение для родителей». Вопреки распространенному современному представлению «обрести покой» или «упокоиться» корнесловно не значит «умереть». Наоборот: тот, кто обретает покой и пребывает в покое, становится подобным Богу, то есть живет вечной совершенной жизнью блаженного миротворца (по-гречески «Иринипоэйи», где Ирини – мир в значении «душевный покой», а поэйо – «творить»). Земная жизнь человека полна метаний и далека от совершенства. Покой недоступен временно живущему смертному человеку, но можно достичь близкого к нему состояния пребывания с Богом в душе: спокойствия. Мечущийся и не находящий себе в этой жизни места человек успокаивается, уподобляясь Богу в творческом служении другим людям. Достигнув в своем творчестве вершин, славы и поклонения, некоторые творцы начинают «почивать на лаврах» и вместо истинного покоя впадают в манию собственного величия.  В отличие от лукавого самоуспокоения и окаменения сердца, настоящее спокойствие предполагает кротость и смиренное продолжение миротворческого служения Богу до гробовой доски:    «Не обижайте один другого; бойся Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш. Исполняйте постановления Мои, и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле; и будет земля давать плод свой, и будете есть досыта, и будете жить спокойно на ней» (Левит, 25: 17-18). Второй корень слова ПОКОЙ *kʷel- «обращать, совершать» - тот же, что и в словах коло, колесо, кон, конец, чин, начинать, начало, цикл, циклон. В древнегреческом языке от этого корня произошло слово κύκλος «круг, колесо, цикл». «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится (в греческом тексте κυκλοῖ κυκλῶν /киклэ киклон/) на ходу своем, и возвращается ветер на круги (κύκλους /киклус/) свои» (Екклезиаст, 1:4-6). В санскрите есть слово, в котором этот древний корень повторяется дважды: कालचक्र /калачакра/ «колесо времени». Это слово служит названием буддийской религиозной доктрины, предполагающей, что человек и мир связаны, как микрокосм и макрокосм, и что изменяя своё бытие, человек может менять соотношения энергий во Вселенной. В каждом круге вращения жизни есть своя ось и свой центр, в котором царит покой. Достижение этого совершенного покоя и составляет истинный смысл всякого временного коловращения: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (От Матфея, 11:28-30).

В.С.



Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена