« НазадПОТРЕБЛЕНИЕ 23.08.2017 07:43ПОТРЕБЛЕНИЕ – основа этого слова треб- происходит от древнего корня*ter- «тереть, очищать до предела путем трения». Дополнительный корень *бъ- привносит образ вращения: *ter(bъ)- «тереть, поворачивая, со всех сторон». В раннем средневековье требой называли очистительную жертву, которую жрецы теребили, раздирая на части. Однокоренными по происхождению и первообразному смыслу являются русские слова теребить, требовать, истреблять; древнегреческоеἐκτρίβω (эктрибо) «стирать, чистить, уничтожать». Требуя жертв, или принося свои жертвы, люди простирают руки, теребят и терзают, хотя в Священном писании как Ветхого, так и Нового Завета есть много указаний на то, что Бог ожидает иных, безкровных жертв. От людей требуется не горение истребляемой плоти, а терпеливое очищение души и духа от гордыни и похотливой алчности: «Ибо жертвы Ты не желаешь, – я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит» (Псалом Давида 50:18-19). «Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и всё» (Деяния апостолов, 17:24-25). К первокорню *ter- восходит еще одно родственное трению, требе и истреблению слово: терпеть: «Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте души ваши» (От Луки, 21:16-19). Приставка по- происходит от древнего корня *apo- «после: последование удалившемуся». Наиболее полно древний корнесловный образ, скрытый в приставке по-, сохранился в словах поздно «после здесь бывшего, теперь его уже нет» и потом «то было раньше, а по том уже настало другое». Потребление – это процесс, который всегда начинается после пережитых трений. Тот, кто в настоящем времени терпит нужду, жажду или иное бедствие, ничего не потребляет, потому что борется за жизнь, и, напротив, отдает свои силы на преодоление трудностей (труд –того же корня, что и трение, терпение, треба). Потребление начинается после пережитого и, как правило происходит «про запас», «на черный день», «на всякий случай». Иными словами, причиной потребления необходимых ресурсов (пищи, воды, впечатлений, товаров и услуг) являются те лишения, недостатки и бедствия, которые человек уже пережил и претерпел в прошлом. Избыточное потребление (излишество) происходит вследствие устремления человека не к настоящему, а к светлому будущему – к лучшей жизни этого века. Вместо того, чтобы переживать свою настоящую жизнь, потребитель переживает о будущем, или о том, чего здесь нет и не будет. Чем сильнее эти переживания о несуществующем, тем выше уровень и объем потребления. Насаждаемый в современном обществе культ избыточного потребления впечатлений, товаров и услуг закономерно стимулирует уход потребителей из настоящей жизни в виртуальный мир «светлого будущего», то есть во тьму иллюзорного благополучия. Помехой в насаждении культа безграничного потребления является Евангелие: «Бы́сть же ходя́щым и́м, и сáм вни́де в вéсь нѣ́кую: женá же нѣ́кая и́менем Мáрѳа прiя́т егó в дóм свóй (приняла Его в дом свой). И сестрá éй бѣ́ нарицáемая Марíа, я́же и сѣ́дши при ногý Иисýсову слы́шаше слóво егó (которая и села в ногах у Иисуса, слушая слово Его). Мáрѳа же мóлвяше о мнóзѣ слýжбѣ, стáвши же речé: Гóсподи, не брежéши ли, я́ко сестрá моя́ еди́ну мя́ остáви служи́ти? рцы́ ýбо éй, да ми́ помóжет (скажи ей, Господи, чтобы помогла мне служить (готовить трапезу для гостей). Отвѣщáв же Иисýс речé éй: мáрѳо, мáрѳо, печéшися, и мóлвиши о мнóзѣ, еди́но же éсть на потрéбу: Марíа же благýю чáсть избрá, я́же (которая) не отъи́мется от нея́» (От Луки, 10: 38-42). «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (Апостола Петра послание 2, 1:3-9). В.С. |