« НазадПРЕДПРИЯТИЕ 09.06.2017 22:04ПРЕДПРИЯТИЕ – сложное многозначное слово, образованное путем сочетания церковнославянской приставки пред- и глагола прияти. Это живое слово в современном языке делового общения все чаще неправомерно вытесняется обезличенными заимствованиями фирма и компания. Такая подмена ведет к искажению смысла предпринимательской деятельности. Вместо творческого подхода к делу предприниматель начинает руководствоваться бездумным исполнением воли хозяев фирмы, или интересами совета директоров компании. В итоге, на смену стремлению воплотить свой творческий замысел предпринимателя приходит формализм или карьеризм функционера. Открытие коренных образцов, скрытых в древних словах пред- и приятие, помогает избавиться от слепого послушания интересам фирм и компаний. Слово пред, согласно этимологическим словарям, состоит их двух древнейших корней: *per- «сверх, над» и -*dъ, тот же корень, что и в словах над(ъ), под(ъ), зад(ъ), перед(ъ). Можно предположить, что второй корень – тот же, что и в глаголе дать. Это предположение исходит из слов Иисуса Христа в Евангелии: «Вся́ мнѣ́ преданá сýть Отцéмъ мои́мъ: и никтóже знáетъ Сы́на, тóкмо Отéцъ: ни Отцá ктó знáетъ, тóкмо Сы́нъ, и емýже áще вóлитъ Сы́нъ откры́ти. Прiиди́те ко мнѣ́ вси́ труждáющiися и обременéннiи, и áзъ упокóю вы́: возми́те и́го моé на себé и научи́теся от менé, я́ко крóтокъ éсмь и смирéнъ сéрдцемъ: и обря́щете покóй душáмъ вáшымъ: и́го бо моé благо, и брéмя моé легкó éсть» (От Матфея, 11:27-30). Таким образом, пред в слове предприятие восходит к представлению «первоначально данное свыше». Вторая часть этого термина – древнее славянское слово приятие, однокоренное с принимать, тоже состоит из двух корней: *pri(j) «любить» и *jьm «брать, усваивать». Корень *pri(j) – тот же, что в санскритском प्रिय (прийа) «доброта, любезность», а *jьm, вероятно, родствен санскритскому हर् (йахэ) «брать, завоевывать, жениться». Сочетание корней порождает единое представление о сути приятия: «добровольное избрание», или «женитьба по любви». Приятие, начинаясь с любви и доброй воли, всегда влечет за собой обязанности – несение принятого на себя креста: «И и́же (и тот, кто) не прiи́метъ крестá своегó и вслѣ́дъ менé грядéтъ, нѣ́сть менé достóинъ. Обрѣты́й дýшу свою́ погуби́тъ ю́: а и́же(тот, кто) погуби́тъ дýшу свою́ менé рáди, обря́щетъ ю́. И́же (тот, кто) вáсъ прiéмлетъ, менé прiéмлетъ: и и́же прiéмлетъ менé, прiéмлетъ послáвшаго мя́: прiéмляй прорóка во и́мя прорóчо, мздý прорóчу прiи́метъ: и прiéмляй прáведника во и́мя прáведничо, мздý прáведничу прiи́метъ: и и́же áще напои́тъ еди́наго от мáлыхъ си́хъ чáшею студены́ воды́ тóкмо, во и́мя ученикá, ами́нь глагóлю вáмъ, не погуби́тъ мзды́ своея́» (От Матфея, 10: 38-42). Сочетание образов пред как«первоначально данного свыше» и приятия как «добровольного избрания своего креста» порождает живое цельное представление о любом предприятии и о сути предпринимательской деятельности: «первоначально данное свыше и добровольно избранное несение своего креста». Предприниматель по призванию – всегда избранный, избранник Божий: «И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему тó же, чтó и тебе; разве я не властен в своем делать, чтó хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (От Матфея, 20:9-16). В.С. |