Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
« Назад

ПРОПОВЕДЬ  04.04.2017 20:55

ПРОПОВЕДЬ –от трех древних корней: *pьrъ- /пер/ («сквозь»),*apa- /апа («обратно», «от»), *w(e)i-d- /уэйд/ («ведать, вещать»). Древний корень приставки про- *pьrъ- /пер/ («сквозь») – присутствует в таких русских словах, как первый, перед, правда, пророк. От этого же корня и корнесловного образа произошли международные слова-термины профессия, профессор (буквально «проникающий сквозь внешнюю оболочку во внутреннюю суть вещей»). По сути, честный проповедник – всегда пророк: избранный и вдохновенный свыше проводник Слова Божьего в разум и сердца людей. «А кто пророчествует(προφητεύων /профитивон/), тот говорит людям в созидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот созидает себя; а кто пророчествует (προφητεύων /профитивон/), тот созидает церковь. Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали (προφητεύητε); ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила созидание» (Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 14:3-5). Проповедники первых веков нашей эры, апостолы и их последователи, согласно свидетельствам Церкви, проповедовали не столько от себя, сколько в состоянии выхода из себя – экстазиса. В основе проповедей первых веков нашей эры было полное самоотвержение проповедников и добровольное предание ими себя Богу. Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего (παραδόντος /парадонтос/ того же корня *pьrъ- /перъ/) Себя за меня» (Апостола Павла послание Галатам, 2:19-20). Второй корень слова ПРОПОВЕДЬ»), *apa- /апа/ («обратно», «от») указывает на обратное направление течения духовной силы, которая проникает в сердце проповедника-пророка и вызывает экстатическое состояние «не от мира сего»: «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям (ἀποκαλύψεις /апокалипсес/ - тот же корень, что и в ПРОПОВЕДЬ) Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (Второе послание апостола Павла коринфянам, 12: 1-3). Оказавшись в состоянии «не от мира сего», то есть вне телесного плена, пророк получает то откровение, которое Бог посылает в его устах всем людям: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями. И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа. Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника, и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать (ἀπο­στείλω /апостейло/)? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли (ἀπόστειλόν /апостейлон/) меня» (Книга пророка Исаии, 6:1-8). Второй древний корень содержит в себе образ апостольского служения проповедника. Пророчество проникает в суть вещей – ведает неведомое. Апостольское служение делает пророка посланником Царя Небесного. Проповедник и ведает, и вещает. Он открывает Небесное сокровище: повествует людям откровение о Боге, возвещая Его волю: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя (κηρύσσων /кириссан/ буквально «возвещая, провозглашая» - того же корня, что и церковный термин κήρυγμα /киригма/ «проповедь) Царствие Божие. Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех, ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию» (Деяния апостолов, 20:24-27). Греческое слово киригма, переводимое в словарях как «проповедь», многие этимологи относят к тому же древнему корнесловному образу, что и санскритское कारु /kāru/ «певец, поэт». Однокоренным словом κῆρῠξ /кирикс/ древние греки называли глашатаев царя, которые ходили по царству, провозглашая царскую волю. Такое представление сходится с корнесловным смыслом слова ПРОПОВЕДЬ: и глашатай, и проповедник, ведая волю царя, призваны в точности нефальшиво оглашать только ее, не выдавая свою волю за царскую, прославляя своим чистым голосом только царя, а не себя, или не вражеские голоса. «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет. Ибо, если Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания; и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника (κήρυκα /кирика/ буквально «глашатая») правды, когда навел потоп на мир нечестивых; и если города Содомские и Гоморрские, осудив на истребление, превратил в пепел, показав пример будущим нечестивцам, а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные) – то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания» (Апостола Петра второе послание, 2:1-9).

В.С.



Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена