Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
« Назад

ПРОЦЕНТ  23.08.2017 08:23

ПРОЦЕНТ – слово восходит к двум древним корням: приставочная часть про- к корню *per- «первый, прямой, передний», а основа -цент – к *dekm- «десять, сто, бесчисленное множество». Оба корня связаны с древнейшими космогоническими религиозными представлениями, объясняющими Божественное мироустройство. Наиболее этимологически обоснованным единым образом, рождаемым в сочетании «передний, первый, прямой» и «десять» представляется «первая десятина» или «одна десятая часть». Древний корень *per- представлен в первой части древнего славянского слова присно «сперва, всегда, вечно»: «Мною дается повеление, чтобы во всякой области царства моего трепетали и благоговели пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно» (Книга пророка Даниила, 6:26). Представление о первенстве, начиная с глубокой древности, связано в мировой культуре с отношением человека к Богу, с жертвоприношениями и порядком распределения материальных благ. Все первое, согласно Библии, принадлежит Богу и должно посвящаться Ему. «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его» (Бытие, 4:3-5). Посвящение первородных невидимому Богу в истории религий служило утверждением веры в первенство и главенство духа над материей, невидимого мира над видимым: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаём, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще» (Апостола Павла послание Евреям, 11: 1-3). Второй, основной корень слова процент -*dekm- «десять» связан с древним представлением о размере приносимой первой жертвы: десятине. В санскрите от этого корня произошли слова दशन् /daśan/ «десять», शत /śata/ «сто, очень много, бесконечный»; в древнегреческом – δεκανός /деканос/ «десять, множество»; в латыни centum /центум/ «сто»; в английском – hund(red) «сто»; в русском – десять, сто. Такие привычные современные слова, как цент, декан, цена, стоимость также восходят к этому корню и связанному с ним древнему представлению о священной заклятой (заключенной в таинстве) десятине, принадлежащей Богу: «все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти. И всякая десятина (греческая Библия δεκάτη, латинская Библия deci­mae) на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу» (Библия Ветхого Завета, Левит: 27:29-32). Итак, процент корнесловно означает «первую десятину», заклятую от людей и посвящаемую Богу для утверждения Его воли и власти на Земле. Почему же в русской христианской культуре это слово и связанное с ним слово процентщик, процентщица не воспринимается как святое, а наоборот? – Очевидно, присваивая себе проценты от сделок с другими людьми, процентщики тем самым нарушают заклятие и, вольно или невольно, покушаются на первенство Бога на Земле, подменяя Его волю своей. В современных толковых словарях русского языка слово процентщик определяется как «человек, ссужающий деньги под проценты, ростовщик». Еще до начала Христианской эры ученик Платона Аристотель (384-322 до н.э.) в своем трактате «Политика» описывал явление взимания процентов как противное природе. Запрет на взимание процентов с должника содержится также и в Библии Ветхого Завета: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста (в славянском тексте лихвы) (Книга Исхода, 22:25). В Древней Руси процентщиков именовали лихоимцами. По мере распространения христианской культуры борьба святых угодников Божиих со взиманием с людей процентов ростовщиками и даже государственными органами разных стран стала более последовательной и мощной. К примеру, вселенские святители Иоанн Златоуст и Василий Великий в своих проповедях учили, что ростовщики хуже бесов, поскольку наносят ущерб не только карману, но и собственной душе. «Отдай взаймы туда, откуда ты получишь не смерть, но жизнь вместо смерти. За такой только рост можешь приобрести себе царство, а за всякий другой получишь геенну, потому что тот рост показывает сребролюбие, а этот - любомудрие; тот - дело жестокости, а этот - человеколюбия. И чем оправдаемся, когда, имея возможность получить большее, и притом с твердою уверенностью получить в надлежащее время, с полною свободою, без укоризны, без страха, без опасностей, пренебрегаем этими благами, а гоняемся за тем, что постыдно, ничтожно, обманчиво, тленно, и уготовляет нам пещь огненную? Ничего, ничего нет постыднее и жестокосерднее, как брать рост здесь на земле. В самом деле, ростовщик обогащается за счет чужих бедствий, несчастие другого обращает себе в прибыль, требует платы за свое человеколюбие, и как бы боясь показаться немилосердным, под видом человеколюбия роет яму глубже; помогая, теснит нищего; подавая руку, толкает его; по видимому вводит в пристань, а в то же время подвергает крушению, как бы направляя на скалы, утесы и подводные камни. Но чего требуешь ты, скажут? Того ли, чтобы, собранные мною и мне самому нужные деньги, отдать в распоряжение другому и не требовать за то никакой платы? Нет, я не говорю этого; напротив, весьма желаю, чтобы ты получил плату, - только не малую, и не ничтожную, но гораздо большую; желаю, чтобы ты в рост за золото приобрел небо» (Святитель Иоанн ЗлатоустБеседы на святого Матфея евангелиста, из Беседы пятой). Благословляя в своих притчах торговлю, направленную на служение Господу и утверждение Его воли и власти на Земле, Христос в Новом Завете осуждает взимание торговцами процентов и получение ими прибыли для утверждения своей воли и власти под прикрытием Имени Божьего. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (От Матфея, 21:12).

В.С.



Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена