« НазадРЕЧЬ 01.02.2017 21:07РЕЧЬ – от древнего корня *re(i)- «решать, выносить приговор», далее *rek-/rok- «определять, устраивать». К этому же корню относится рок «приговор судьбы», ретиться – «спорить», ротиться – «божиться, произносить клятву, именуя Бога». «Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и ротитися, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, реченное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько» (От Матфея, 26: 73–75). Отречься – «нарушить связь, разорвать обязательства, отрешиться». Производные от того же корня, что и речь:рачити (рачительный)«заботиться об исправлении, приводить в порядок», cанскритское racayati (рачайати) «образовывать, приводить в порядок, исправлять», прорицатель «провозвестник высшей воли», хинди рачайита «создатель, творец, автор».Подобно вою и пению, речь тоже течет, то есть представляет собой вьющийся поток, но поток этот не плавный, а прерывистый (см. ручей). От одного корня с речью происходит латинское raccare «рычать, как тигр». Изречение – не просто высказывание, это всегда суждение, плод различения, разделения истины от лжи. Обреченный означает «осужденный, приговоренный». Нареченный – «определенный Высшей Волей, наделенный судьбой». «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (От Матфея, 1: 22–23). Предствавление о речи в народной культуре близко к образу реки. Ср. «поток речи», «льется песня». Изречение есть движение духа из уст, волеизъявление в слове. В устах человека сливаются два исходящих из сердца источника: 1) дух языка, которому принадлежит говорящий; 2) дух самости, владеющий состоянием говорящего. Противоречивые высказывания свидетельствуют о внутренней духовной брани. Для разрешения противоречий человек обращается к диалектике споров (словопрений), или к логике родного языка – внутреннему диалогу со своими предками, с народом. Отечественный язык во внутренней речи открывает человеку сокровенное: Волю и Промысел Божий. «Яко (таким образом) да сбýдется речéнное прорóком, глагóлющим: отвéрзу въ при́тчахъ устá моя́: отры́гну (открою в речи: от древнего корня *ghrei- «открывать») сокровéнная от сложéнiя мíра» (От Матфея, 13: 35). В.С. |