РЕВНОВАТЬ

« Назад

РЕВНОВАТЬ  25.05.2017 01:12

РЕВНОВАТЬ – от древнего корня *reiuos «пользующийся водой из того же ручья», восходящего к древнейшему *er-/or-/rei- «стремительно течь» - тот же корень, что  и в река, ручей. К корню  *reiuos восходят славянорусские ринуться, реять, рьяный, рой; английское rival («райвэл») «соперник», river «река»; древнегреческие ῥευμάτιον («ревматион») «поток, ручей», ревматизм; санскритское सर्ज् («срьяти») «проистекать, издавать звуки». В истории славянорусского языка слово ревность сблизилось по смыслу и по внутренней образности с созвучным  рвение , так же, как стремиться с рваться, хотя этимологи усматривают в глаголе рвать иные корни, связанные с образом разделения целой вещи на две части. В Священном Писании Ветхого завета образ ревности связан с разрывом связей, разрушением и насильственным разделением своих и чужих вплоть до смертоубийства: «Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, увидев это, встал из среды общества и взял в руку свою копье, и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи. И сказал Господь Моисею, говоря: Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей; посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых» (Числа, 25:7-13).  Ревновнующий о своей поруганной и оскверненной любви страшен и неудержим в своей ярости и мести: «Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность — ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров» (Книга притчей Соломоновых, 6:32-35). В Евангелии ревнующий человек также изображается разрушителем, хотя готовность нести смерть ради очищения и утверждения вечной любви обращается уже не на других людей, а на себя самого. Образцом ревностного служения Любви становится не кровавая расправа с осквернителями, а самопожертвование: «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня» (Псалом Давида 68). На это Иудеи сказали: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего» (От Иоанна, 2:13-21).

В.С.