« НазадСАРКАЗМ 13.11.2019 11:12САРКАЗМ – от греческого глагола σαρκάζω, /сарказо/ «разрывать плоть», который образован от имени существительного σάρξ /саркс/ «плоть, мясо» при помощи суффикса –άζω /азо/ «брать и разделять/ . Слово σάρξ восходит к воссозданному этимологами древнему корню *twerḱ- ««рассекать внешний покров, отсекать мясо от костей». В латинском языке однокоренными с САРКАЗМ считаются слова trux /трукс/ «дикий» и truncus «позвоночник, ствол дерева». В «ветвенном» родстве с *twerḱ- «рассекать внешний покров» находится другой древний корень, воссозданный учеными как *twerH- «содержать в себе, скрываться внутри». К этому корню возводят русский глагол «творить». Таким образом САРКАЗМ как «разрыв плоти» родствен и противоположен ТВОРЕНИЮ, в котором Воля Божья облекается в плоть силой Слова и Духа. Как злая насмешка, сарказм корнесловно подразумевает хирургическое вмешательство: разрыв при помощи острословия внешних покровов, скрывающих внутренние душевные язвы и пороки. Словесники определяют сарказм как крайнее проявление язвительной сатиры, основанное на негодовании и ненависти к порокам жертвы. Сарказм буквально «режет словом» и «пробирает до костей». В Священном писании как Ветхого, так Нового Завета слово САРКС/САРКА переводится на славянский язык не просто как плоть, но как плотяной покров костей». Пример: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию (в греческом оригинале σάρκα /сарка/). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей σὰρξ ἐκ τῆς σαρκός (/саркс ек тис саркос/); она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (σάρκα /сарка/). И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Книга Бытия, 2:21-25). Обнаженная плоть не вызывала чувства стыда, потому что она была еще чиста от греха и вечна. После грехопадения она осквернилась и стала смертной, поэтому Господь покрыл ее кожаными одеждами прежде, чем изгнал Адама и Еву из Рая. В пророчестве Иезекииля сообщается о будущем восстановлении тленной плоти в ее прежнем чистом и вечном состоянии: «Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть (σάρκες) выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости наши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это – и сделал, говорит Господь.» (Книга пророка Иезекииля, 37: 7-14). Условием исцеления плоти человека от сарказма (разрыва и мучительного разложения) является вхождение в нее животворящего Духа Божия. Несмотря на всю заботу о своей плоти во временной жизни, каждый человек подвергается САРКАЗМУ и гибнет. Плача о своих грехах, разрывающих плоть, смертный человек очистится и получит утешение: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (От Матфея, 5:4). Евангелие учит нас заботиться не о плоти, а о вдохновении Духом Истины в Слове Божием, а также о причастии чистой безгрешной Плоти Христовой: «Ядущий Мою Плоть (σάρκα) и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть (σὰρξ) не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (От Иоанна, 6:56-63). В.С. |