Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
« Назад

ШКОЛА  21.06.2021 13:32

ШКОЛА – от древнего корня *segh- «держать, обладать, занимать», родственного *sęg- «касаться». Эти два корня в своей образности проявились в русских словах (по)сягать, (о)сязать; в древнегреческом σχολή /схоле/ «досуг; задержка, занятость». В русский язык это слово в его современном значении пришло из немецкого вместе с глаголом (вы)школить. Любое занятие – это, прежде всего занятость (глагол яти «взять, захватить» + приставка за- «из иного мира»), то есть отсутствие свободы (выбора). Неслучайно уроки в ШКОЛЕ называют еще словом «занятия». Что общего между ШКОЛОЙ и досугом? – В древности обучение в ШКОЛЕ было доступна только тем немногим детям, у кого помимо семейных обязанностей было еще свободное время – досуг. Слушание речей ученых мужей на досуге породило в античной культуре философское течение, называемое однокоренным со словом ШКОЛА термином: СХОЛАСТИКУ. Как учителя схоласты пытались и ныне пытаются своими досужими рассуждениями захватить умы и сердца слушателей, чтобы привлечь их к себе. Ведь свободный человек сам выбирает, чем занять свой ум, и в какую ШКОЛУ пойти. Часто состязания досужих схоластов в борьбе за внимание и умы слушателей доходили до ссор и драки. В древнем Риме отношение к схоластике как форме проведения досуга и к схоластам как к охотникам за умами свободных граждан, стало критическим. К примеру, Цицерона (106 - 43 годы до нашей эры) римляне стали дразнить схоластом и упрекать в распространении схоластики за его увлечение древенгрческой философией, лишенное практического смысла. Евангелие свидетельствует, что ко времени Христа древний мир уже воспринимал ШКОЛУ как не просто философское, но богословское учебное заведение, в котором люди на досуге искали истину: «Но как некоторые ожесточились и не верили, злословя путь Господень перед народом, то он (апостол Павел), оставив их, отделил учеников, и ежедневно проповедовал в училище (в оригинале σχολῇ /схоли/; в английском перевода school /скул/ «ШКОЛА») некоего Тиранна. Это продолжалось до двух лет, так что все жители Асии слышали проповедь о Господе Иисусе, как Иудеи, так и Еллины» (Деяния апостолов, 19:9-10). В Средние века христианской эры СХОЛАСТИКА, а с нею и ШКОЛА возродилась и расцвела с новой силой. Соединение западноевропейского христианского богословия с наследием древнегреческих философов Аристотеля и Платона, а также таких римских риторов-ораторов, как Цицерон, породило универсальную ШКОЛУ: университет. Из досугового свободного увлечения ШКОЛА постепенно превратилась во всемирную систему обязательного образования новых поколений человечества. Дети в ШКОЛЕ нашего времени должны изучать не то, что косулось их сердец, увлекло умы и стало занятным, а то, что предписано учебными программами и что, по мнению авторов программ, непосредственно касается учащихся помимо их воли и интересов. Став системой образования, ШКОЛА, к сожалению, утратила свое первоначальное предназначение и свойство. Она перестала быть местом свободного досугового выбора предметов и духовной пищи. Следствием этой утраты стала неспособность современной ШКОЛЫ конкурировать с досуговыми учреждениями, интерентом, соцсетями и компьютерными симуляциями жизни. Еще массовая государственная ШКОЛА больше не стремится научить своих учеников верному выбору духовной пищи. Она больше не исполняет ту апостолькую миссию, к которой ее призвал Христос, коснувшись сердец и настроив умы новых учителей человечества: святых Апостолов. К чему это приводит некоторых современных школьников, и и к чему это может привести все человечество в недалеком будущем? – Ответ находим в окончании Евангельской притчи Христа: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым (в древнегреческом тексте σχολάζοντα /схолазонта/ - тот же корень, что и ШКОЛА), выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (От Матфея, 12:43-45).

В.С.



Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена