« НазадСЛОВО 25.05.2017 01:08СЛОВО – по мнению многих этимологов, происходит от древнего корня k'lu/k'leo-, связанного с образом увлажнения: омовения и насыщения льющейся влагой. К этому корню ученые с уверенностью возводят славянорусские слава, слыть, слеза, слух; древнегреческие κλέω «прославляю», κλύω «слышать, внимать, усваивать», имя музы Истории Клио; санскритское श्रुति (śruti «шрути») «услышанное» - название свода священных текстов древних Вед. В Священном Писании проистекающее от Бога слово передается человеку не только как льющийся поток звуков, но, прежде всего, как поток взаимосвязанных образов – видение. В Книге Бытия Бог, обращаясь к фараону, облекает Свои слова в видимые иносказательные образы, требующие толкования: «И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону. Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один; и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода. Вот почему сказал я фараону: что Бог сделает, то Он показал фараону. Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской; после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю, и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел. А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие (повтори́ся же сóн фараóну двáжды, я́ко и́стинно бýдет слóво éже от Бóга (τὸ ῥῆμα τὸ παρὰ τοῦ θεοῦ «то рема то пара ту Теу), и ускори́т Бóг сотвори́ти óно» (Бытие, 41:25-33). В Новом Завете Бог обращается к сотнику Корнилию через Ангела, а к апостолу Петру - в видении со словами, облеченными как в видимые иносказательные образы, так и в звуки голоса: «Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой. Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем и, рассказав им все, послал их в Иоппию. На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деяния апостолов, 10:5-16). В поэтических текстах Псалтири слово мыслится как поток благодати – животворной влаги, котора изливается из уст и произносится от сердца к сердцу: «Излилось из сердца моего слово благое (λόγον ἀγαθόν); я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца. Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки» (Псалом Давида 44, 1-2). Слово является также мощным горячим потоком энергии – силы жизни, способной растопить лед и утолить духовную жажду: «посылает слово Свое (λόγον αὐτοῦ «логон афту») на землю; быстро течет слово ( Его; дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел; бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? Пошлет слово Свое (λόγον αὐτοῦ «логон афту»), и все растает; дъхнéт дýх егó, и потекут воды» (Псалом Давида 147: 4-7). В Книге пророка Исайи сам Господь уподобляет Свое Слово дождю, очищающему и возрождающему землю для новой плодотворной жизни: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово (ῥῆμά «рема») Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Кинга пророка Исайи, 55:10-11). В Евангелии сам человек уподобляется живому вместительному сосуду, предназначенному для влияния в него слова: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие (τὸν λόγον τοῦτον «тон логон тутон»), но кому дано» (От Матфея 19:10-11). Воплощение Слова Божия открыло человеческому слову путь очищения от смертоносного змеиного яда лжи, утверждения в истине. На этом пути слышащие послушные Слову люди исполняются благодати. Они становятся чистыми сообщающимися сосудами, в которых происходит духовное слитие во Христе с Небесным Источником благодати: «Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое (ὁ λόγος ὁ σὸς «о логос о сос») есть истина. Как Ты послал Меня в мир, так и Я послал их в мир. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их (τοῦ λόγου αὐτῶν «ту логу афтон»), да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (От Иоанна 17:16-23). Также см. раздел "Икона и слово" ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «УМИЛЕНИЕ» и ВОПЛОЩЕНИЕ ЛОГОСА В.С. |