« НазадСОСУД 05.05.2017 22:43СОСУД – происходит от древних корней*kъ- «со», *som- «су-» и *dhe- «деть». Приставочный корень со- означает «совмещение, соединение» - тот же, что и в приставке или предлоге со, лат. ко-, ком-, кон-: собрание, кооперация, коммуна, конкурс. Основной корень в слове «сосуд» су- (ср. судок, посуда, сутки, сугроб) означает «слияние, стечение, сугубо тесное единение». К примеру, слово сутки, изначально имеющее значения пространственного соединения, в Калужском говоре означает красный угол избы, где стоят иконы, и где сосредоточено духовное единство семьи. Третий корень слова «сосуд» деть в издревле означает «помещать, хранить» (куда делось?, некуда девать). Первоначальный образ сосуда - «вместилище, хранилище, в котором все собранное хранится в совершенном слиянии, оставаясь несмешанным». Близким по значению и однокоренным по составу является санскритское слово самдхи (самадхи) - «мир, целостность, объединение; покой, собранность, совершенство». В Священном писании человек часто изображается как живой сосуд, вместилище духовной пищи: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд (σκεῦος) для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?» (Послание ап. Павла Римлянам, 9:21). Сосудом в Евангелии также именуется внутренний душевный человек, которого мы обозначаем местоимениями свой, себя (вести себя, владеть собой, сам не свой): «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд (σκεῦος) в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (Первое послание ап. Павла Солунянам, 4:3-6). Сосудом в Евангелии также называется любое вместилище пищи: «И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд (σκεῦος), как бы большую плащаницу, привязанную за четыре угла и опускаемую на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо» (Деяния апостолов, 10:10-16). В.С. |