« НазадСОВЕСТЬ 04.04.2017 19:57СОВЕСТЬ – В евангельских текстах на славянорусском языке этим словом переводится древнегреческое συνείδος /синэйдос/, состоящее из приставочного корня συν- (син-) «вместе» и основного είδος (эйдос) «вид, образ»: «совместное видение, соображение»: «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть (συνείδησιν - синэйдисин) нашу от мертвых дел (νεκρῶν ἔργων – некрон эргон), для служения Богу живому и истинному!» (Апостола Павла послание к евреям, 9:14-15). Совесть противопоставлена плоти как совместное видение духовной сути (ведение) внешнему поверхностному взгляду на вещи. Смертию смерть поправ, Христос омыл и очистил человеческую совесть своей кровью. Став чистой во Христе, наша совесть прозрела для видения вещей вместе с Богом: Боговедения и Богомыслия: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (От Матфея, 5:8). Очищение совести, согласно Священному писанию, происходит внутри сердца силой животворящего Слова Божия. Подобно огню, согревающему и очищающему воду, Слово Божие согревает и очищает сердечный сосуд человека, соделывая его источником живой истины: «Водá глубокá слóво в сéрдцы мýжа (λόγος ἐν καρδίᾳ: /логос/ – «слово»; /эн кардиа/ - в сердце), рѣкá же изскáчущи (речь, проистекающая из сердца) и истóчник жи́зни». (Книга притчей Соломоновых, 18:4). Подобно разуму и дару речи, дар совести дан Богом всем людям независимо от их вероисповедания. Поступая от чистого сердца по совести, человек исполняет закон своей первозданной природы и, главное, Закон Божий: «Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть (συνειδήσεως /синэйдесос/) их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Апостола Павла послание Римлянам, 2:13-15). В современном греческом языке συνειδήσεως понимается как «совместное знание», «сведения». Приставка συν- возводится этимологами к древнему корню *sem- «совместно», внутри которого некоторые, в том числе и я, усматривают древнейший корень *къ «причастие», от которого происходит и предлог с/со. К кореню *sem- среди множества других «ветвенно» восходит и такое русское слово, как СЕМЬЯ. – К чьей семье духовно причащает человека его личная СОВЕСТЬ? Какими сведениями (συνειδήσεως /синэйдесос/) и соображениями руководствуется человек, поступая по своей чистой совести? – Ведь с чистой и спокойной совестью некоторые люди иногда совершают страшные богопротивные поступки. Состояние СОВЕСТИ как определяется степенью духовного родства людей с Богом как своим родным Отцом Небесным. Если человек – Божий, то и совесть его является чистым естественным ведением Закона Божьего. Если же люди более преданы какому-то своему кумиру («отцу народов»), или своим земным родителям и родственникам, или общественному мнению («пружина чести, наш кумир»), то и совесть их является коммунистической, поскольку приставка ком- родственна приставке со- (συν-). Преданность Бога и принадлежность к Закону Божьему делает совестливого человека духовно свободным. Совесть, находящаяся в плену у «демократического большинства» других людей, или в круговой поруке, часто делает человека послушным рабом лжи, зла и греха. Некоторые дети, попав из неблагополучных семей в дурные компании старших «авторитетов», быстро теряют чистоту сердца, забывают о Боге и начинают ДОБРОСОВЕСТНО грешить, богохульствовать и честно исполнять воровские законы. В сообществе богоборцев есть свои «иконы стиля» и образцы поведения – собственные богопротивные ЭЙДОСЫ-ИДЕИ-ИДЕАЛЫ (от είδος /эйдос/ «вид, образ»). Они порождают свои виды корпоративного секулярного «совместного видения, соображения», то есть многочисленные еретические извращения дарованной Отцом Небесным человеческой СОВЕСТИ (συνείδος /синэйдос). Вслед за такого рода «свободой совести и нравов» возникают все новые богопротивные человеческие законы и постановления, оправдывающие «нормальную» нечистоту сердца, помыслов и поступков. Согласно Евангелию, противоположностью чистой здоровой совести свободного от греха человека, является немощная, больная совесть раба греха. Вправе ли Божий человек по совести осуждать, приговаривать и сурово карать грешника? – Закон Божий учит иному: терпеливо служить ему в качестве образца воздержания от греха. Чтобы явить собой образ (эйдос) живой здоровой СОВЕСТИ (синэйдоса) надо добровольно ограничивать собственную свободу поведения. Сдерживая себя, человек со здоровой совестью перестает вводить немощного больного в еще большее искушение: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (Апостола Павла послание Коринфянам 1, 8: 8-12). В.С. |