« НазадСТИЛЬ 28.10.2017 10:57СТИЛЬ – от древнего корня *steig- «колоть, бить палкой», того же, что и в русском глаголе стегать «погонять скот хлыстом». Корень *steig-, в свою очередь, происходит от еще более древнего *sti- «палка как орудие». Словом стило древние греки называли заостренную палочку для письма (гравировки) на вощеных табличках. Есть еще однокоренное слово, называющее особый вид кинжалов – стилет. Корнесловно, стилистика – это наука о том, как управлять людьми, (будь то их речь, ношение одежды, манеры поведения, образ жизни в обществе) умело применяя уколы, наносимые их самолюбию, вплоть до той «правды», которая «глаза колет». В сочетании с моделированием, жесткий и мягкий стиль руководства позволяет стилистам и законодателям современных мод эффективно управлять общественными процессами, воздействуя своими уколами на массовое сознание, общественное мнение и психику потребителей материальных благ. Конкретное стилистическое воздействие на внутренний мир человека в социальной психологии и экономике называют родственным стилю словом стимул (латинское stimulus — острый металлический наконечник на шесте, которым погоняют буйвола (быка), запряженного в повозку). Избранный законодателем мод и руководителем стиль управления и тип стимулирования поведения подчиненных определяет характер внутренней культуры предприятия, сообщества, государства. Подобно тому, как многократные уколы острой палкой приводят к привыканию и притуплению чувства боли у погоняемого скота, доминирующее материальное стимулирование труда работников вызывает привычку получать как можно больше стимулирующих средств при наименьших усилиях в достижении поставленной цели. Стили и стимулы пастырского управления скотом в древности различались не соотношением применения «кнута и пряника», а тем, к кому применять кнут, а к кому -пряник. Острая палка или кнут в руках пастуха бывают более нужны не для погонки кротких и смиренных овец, а для их защиты от внешних врагов и хищников. Так, в Ветхозаветной Псалтири пророк Давид воспевает милость Бога, ополчающегося не на свою паству, а на ее врагов: «Господь пасет мя, и ничтоже мя лишиит (Синодальный перевод: Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться). На мѣсте злачнѣ, тамо вселии мя, на водѣ покойнѣ воспита мя (Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим). Душу мою обрати, настави мя на стези правды, имене ради своего (подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего). Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси (Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной): жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста (Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня). Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающым мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя, яко державна (Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена). И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселити ми ся в дом Господень в долготу дний (Так, благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни)» (Псалом пророка Давида 22:4-6). Стиль жизни человека во многом определяется не модой, а памятью о грядущей неизбежной смерти и смертельных опасностях, подстерегающих душу на пути к спасению и вечной жизни во Христе. В Евангельской культуре управления Христос предлагает руководителям Свой стиль, в корне отличный от тактики пастухов, идущих за своим стадом с кнутами и палками. Взяв Крест как жезл, побеждающий смерть, Сын Божий идет впереди тех, кто любит Его и послушен Его призывам: « И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» (От Иоанна, 10: 4-15). В.С. |