« НазадСУТЬ 23.01.2017 22:24СУТЬ – традиционно рассматривается учеными как форма множественного числа третьего лица глагола быть. подобно состоит из двух древних корней: су- и -ть. Восходит к тому же корню-этимону, что и сущность. Более древние формы этого слова сутий и краткая сый означают «настоящий, сущий». В ветхозаветной книге Исход Господь говорит о Себе в первом лице и единственном числе: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам». Еврейское Иегова, причастие настоящего времени единственного числа от глагола гайа «быть», закономерно переводится на славянский язык как Сущий. В греческом переводе – то же самое: «эго (Я) эми (есмь) о он (сущий)». В Евангелии Господь наш Иисус Христос также говорит о Себе: «Азъ éсмь пýть и и́стина и живóтъ: никтóже прiи́детъ ко Отцý, тóкмо мнóю» (От Иоанна, 14:6). В слове истина второй этимологический корень – тот же, что и в суть: *-ть. Этот древнейший корень восходит к представлениям о точке, течении, ткани, тексте. Точка определяется в науке как «место, не имеющее измерения». По-гречески «место» называется топос (от того же корня, что и точка). Чтобы получился источник, надо обязательно ткнуть, точнее, проткнуть перегородку, проникнуть из нашего измеренного мира в «место, не имеющее измерения» - в иной мир. В христианском Священном писании триединый Источник всего сущего называется «Аз есмь». Об этом Источнике еще говорится, что Он «всегда тот же». Таким образом, этимологический корень *-ть пробуждает в сознании живое представление о едином нематериальном и невидимом Источнике, из Которого проистекает все сущее, и в Котором осуществляется течение (ток) всякой жизни – все во всем. Вторая мысль, без которой невозможно породить цельное живое представление о сути, связана с корнем *су-. Этимологи возводят этот приставочный корень как древнему образному представлению о неслитном слиянии, теснейшей связи, сугубом соединении – «все в одном». Таким образом, суть вещей этимологически представляется как слияние творения с Творцом, связь текущего потока со своим Источником, единство текста с точкой зрения его Автора. Попытки почерпнуть истинную мудрость только из научных источников - этимологических или толковых словарей, к сожалению, несостоятельны. Без иконологического соображения и творческого осмысления сути слов откровение истины невозможно. Источник истины утоляет жажду только того путника, который соблаговолит стать на колени, чтобы припасть к Нему. «Дýхъ éсть, и́же оживля́етъ (Дух животворит), плóть не пóльзует ничтóже: глагóлы, я́же áзъ глагóлах вáм, дýх сýть и живóт сýть: но сýть от вáс нѣ́цыи (некоторые), и́же не вѣ́руют. Вѣ́дяше бо искони́ (от начала) Иисýс, кíи (какие) сýть невѣ́рующiи, и ктó éсть предая́й егó». В.С. |