БЕЛЫЙ – по мнению многих этимологов происходит от древнего корня *bha «светить, блестеть», того же, что и в санскритских словах भाति /bhati/ «светит, сияет», भुज्यु /bhujyu/ «пламя»; в древнегреческом φαίνω /phaínō/ «блестеть, сиять», φῶς /фос/ «свет»; в русских береза, блеск, бледный; в английских birch /берч/ «береза», black /блэк/ «черный». Такие термины, как фотография, фосфор также восходят к корню *bha «светить, блестеть» и являются родственными слову белый. По-моему, в этом корне кроется образ горения огня, от которого и исходят блеск, сияние, свет. Нет света без огня. Корнесловно белый представляет собой «горящий и излучающий свет». «И свет (φῶς /фос/) во тьме светит (φαίνει /файни/, тот же корень, что и в «белый»), и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5). Такие устойчивые словосочетания, как белый свет, раскалить добела, довести до белого каления, подтверждают родство народных представлений о белизне, свете и горении. Если белизна подобна огню и свету, то, как и огонь, она бывает двух родов: внутренняя чистая небесная белизна представляет собой горение любви, а внешняя смертная бледность представляет собой гниение и погружение во тьму, вызванное нечистой силой злобы и ненависти: «Светильник для тела есть око.
05.11.2018 18:50/читать дальше...
ДЕРЕВО – происходит от первокорня *deru-/*dreu- «быть крепким, цельным, устойчивым». Во множестве современных языков образ дерева-древа связан с религиозными представлениями о происхождении жизни и устройстве мироздания. Однокоренное слово древний корнесловно означает не просто «старый», а именно «устойчивый во времени, не поддающийся разрушению». Сила и жизнеспособность любого языка, народа, человека зависит от степени его древности – наследуемого потомками от предков свойства «быть крепким, цельным, устойчивым» под воздействием современных иноязычных заимствований, инородных модных образцов и стилей жизни. Разумеется, речь идет не об изменчивом внешнем облике дерева, а о его сердцевине.
31.10.2018 08:33/читать дальше...
ПОЛЬЗА – от древнего корня*legwh- «нетяжелый, имеющий малый вес», того же, что в санскритском लघुक /лагхука/ «легковесный, неважный». В русском языке однокоренными являются вольготный, льгота, (не)льзя, легкий. Созвучие слова легкий с лгать и, далее, ложь, наводит на мысль о корнесловном родстве пользы и лжи. Для пользы дела и облегчения положения люди часто лгут не только друг другу, но и самим себе. Тем не менее, ученые-этимологи не признают такого родства, относя глаголы лгать и лежать к древнему корню *legh- «класть, сваливать», отличному от *legwh-. Все же, полезные приспособления, которые изобретаются для облегчения жизни, часто поощряют физическую и душевную лень, родственную глаголам лежать и лгать.
18.10.2018 23:07/читать дальше...
МЕНЯТЬ – от древнего первокорня *me- «оценивать, определять ценность». В древних славянских текстах Священного писания глагол «менять» устойчиво применялся вместо μεταβάλλειν /мета баллейн/ «перебрасывать с места на место» - современный термин метаболизм «обмен веществ». Однокоренным словом с менять называется также английская meal «еда», неумеренное потребление которой неизбежно приводит к нарушениям в обмене веществ. Любая мена – это перенос определенной меры (инструмента для измерений) с одного места или предмета на другой. Отметим, что слова предмет, измерение, метафора, метр, место тоже восходят к корню *me- «оценивать, определять ценность» и являются родственными глаголу менять. По сути, весь меняющийся мир (космос) – это основанный на единой высшей и неизменной мере метаболизм: обмен веществ в соответствии с установленными им при их сотворении мерами. Применяя свои, отличные от Божьего Промысла, оценки и определения, человек вступает в противоречие с Волей и Законом Божьим. Замена установленной Богом ценности вещи и ее определения свои собственные оценки превращает человека в богоборца. Своевольный оценщик и толкователь буквально становится изменником.
17.10.2018 07:11/читать дальше...
КАТАРСИС –древнегреческое сложное слово κάθαρσις /катарсис/ «очищение», которое имеет две части: приставка κατα- «противодействие, противоречие» и основа –αρσις «поднятие, подъем вверх». Корнесловно, катарсис представляет собой «подъем вверх после преодоления противодействия». По мнению Аристотеля и других античных философов, очищение души (κάθαρσις τῆς ψυχῆς /катарсис тис психис/) начинается с очищения от страстей или очищения страстей – κάθαρσις τῶν παθημάτων /катарсис тон патматон/. Страсти-патматон в первой части пат(о)- имеют тот же корень, что и патологии – пороки, порождающие ложные страхи-фобии и притупляющие в душе Страх Божий. Спор философов о том, как именно переводить κάθαρσις τῶν παθημάτων: «очищение от страстей (страданий)», или «очищение страстей», вряд ли уместен. Имеется ввиду и то, и другое: преодолев противодействие порочных страстей, душа отделяется от них на пути к Богу и, очищаясь, пробуждается для все сильного ощущения приближения к Богу – Страха Божия.
12.10.2018 07:54/читать дальше...
ЧИСТЫЙ – от древнего корня *keid- «растворять, разделять». Тот же корень, что и в глаголе цедить. Славяне в древности однокоренным словом цежъ называли процеженный и очищенный раствор овсяной муки. В санскрите однокоренным является слово छिन्न /чинна/ «разделенный, разрезанный». В древнегреческом языке однокоренным считают глагол σχίζω/схизо/ «раскалываю, разделяю»/. Корнесловно чистый означает «исцеленный путем отделения от примесей» - противоположность мутного, смешанного, зараженного. «И прибыл Нееман на конях своих и на колеснице своей, и остановился у входа в дом Елисеев. И выслал к нему Елисей слугу сказать: пойди, омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист. И разгневался Нееман, и пошел, и сказал: вот, я думал, что он выйдет, станет и призовет имя Господа Бога своего, и возложит руку свою на то место и снимет проказу; разве Авана и Фарфар, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? разве я не мог бы омыться в них и очиститься? И оборотился и удалился в гневе. И подошли рабы его и говорили ему, и сказали: отец мой, если бы что-нибудь важное сказал тебе пророк, то не сделал ли бы ты? а тем более, когда он сказал тебе только: «омойся, и будешь чист». И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился» (Четвертая книга Царств, 5: 9-14).
10.10.2018 08:22/читать дальше...
ЭСТЕТИКА –термин происходит от древнегреческих слов αἴσθησι /эстеси/ — «чувство, чувственное восприятие», αίσθητικός /эстетикос/ «воспринимаемый органами чувств», αἰσθάνομαι /эстаномэ/ «я воспринимаю, чувствую, ощущаю». Первым и основным в этом сложном слове является древнейший этимологический первокорень, присутствующий во множестве языков мира: *au - «схватывать, улавливать органами чувств». Образ, скрытый в этом корне, наглядно проявляется в таких словах к аудировать, ухо, благоухать, анэстезия «потеря способности ощущать». В славянских языках от корня *au – произошло древнее слово явь «то, что явлено, очевидное». Эстетика как наука может изучать и оценивать явленный мир, явления природы и искусства, не обращаясь при этом к правде – духовному первоисточнику всего явного. Часто явное становится столь привлекательным и ценным для эстета, что он начинает ценить его выше правды и праведности.
28.09.2018 23:13/читать дальше...
АРИСТОКРАТ – первая часть этого слова восходит кдревнему (праиндоевропейскому) корню *ar- «сочетать наилучшим образом, совершать». Образ совершенства, содержащийся в этом корне, наглядно представляет собой совмещение на одной вершине (пике) только тех частей, которые наилучшим образом подходят друг другу и могут составить одно целое, чтобы удержаться на этом пике и не распасться. В санскрите к этому корню восходит множество слов, к примеру: ईर्म /irma/ «кисть руки». В природе человеческая кисть руки является наиболее развитым органом, предназначенным для тончайшей ювелирной работы, направленной на создание совершенных произведений. От корня *ar- произошло также латинское слово ars /арс/ «искусство» и производное от него артист «художник». Суть искусства заключается именно в стремлении к совершенству в подборе наилучших сочетаний – будь то слова, краски, звуки, или любые иные частицы сочиняемого произведения. В древнегреческом языке от этого корнесловного образа «совершенного сочетания» произошло множество слов со значением «лучший, первый, высший», к примеру, архонт, архиерей, ареопаг и еще множество сложных слов с начальной частью ἀρχή- /архи/ «начало, господство, власть».
26.09.2018 09:16/читать дальше...
ДОКТОР – от древнего (протоиндоевропейского) корня *dek- «принимать, понимать, усваивать». Корнесловно слово доктор означает «тот, чье учение принимается и усваивается как истина». От этого корня произошли еще такие распространенные в научном обиходе слова, как доктрина, доцент, документ, догма, парадокс, синекдоха (συνεκδοχή «сопонимание»). Важно представить, что обучаемые или излечиваемые доктором ученики и пациенты, доверяя и предавая себя ему, становятся уже не чужими, а именно его учениками. К примеру, приняв какую-либо религиозную или политическую доктрину, люди начинают руководствоваться ею как главным принципом своей жизни; приняв звание доцента или, тем более, доктора, ученый становится частью той научной школы, которая присвоила ему это звание. Приняв и подписав государственный документ, гражданин подтверждает свое подданство, преданность и принадлежность своему государству. Догмой или догматом называют основное положение какого-либо учения, принимаемое за истину без доказательств. Церковные догматы, принимаемые на веру, хранят единство каждой церкви.
24.09.2018 09:13/читать дальше...
ИДИОТ – в научной этимологии традиционно возводится к древнему корню *s(w)e- «свой». Основой этого слова считают суффиксальное образование *swe-d-yo- «владеющий собой, ведающий себя». К этой же корневой основе относят этимологически родственные слова идиома «языковая особенность, особое выражение», свой «собственный, особый», возвратная частица ся- «себя». В санскрите есть родственное слово स्वाहा /сваха/ «привет!». Этим же словом в индуизме именуют несовершеннолетнюю жену божества огня Агни. Согласно мифологическим представлениям, Сваха прислуживает Агни как посредница при низведении на землю божественного огня. В русском языке слово сваха тоже закрепилось в этом значении – «сводня, посредница при заключении браков». Слово сваха до сих пор произносят в качестве благословения в конце некоторых мантр.
26.08.2018 23:34/читать дальше...
Страницы:
[
1
]
[
2
]
[
3
]
[
4
]
[
5
]
[
6
]
[
7
]
[
8
]
[
9
]
[
10
]
[
11
]
[
12
]
[
13
]
[
14
]
[
15
]
[
16
]
[
17
]
[
18
]
19
[
20
]
[
21
]
[
22
]
[
23
]
[
24
]
[
25
]
[
26
]
[
27
]
[
28
]
[
29
]
[
30
]
[
31
]
[
32
]
[
33
]
[
34
]
[
35
]
[
36
]
[
37
]
[
38
]
[
39
]
[
40
]
[
41
]
[
42
]
[
43
]
[
44
]
[
45
]
[
46
]
[
47
]
|