Слова:

ТВОРИТЬ – в этимологии принято относить это слово к тем же гипотетическим индоевропейским корням, что и твердый, творог. Ученые разных стран указывают на такие древние корни этого слова, как *teue- «расти, выращивать», *taw- «производить». Родственными ТВОРИТЬ считают готское taujan «создавать», средне-Датское touwen «прясть, вязать (из шерсти)». По-моему, это слово восходит к трем древнейшим корням: *tъ- «делить, делать», wъ- «вить, вязать», rъ- «решать, освобождать». Сочетание образов деления, свития и разрешения порождает единое представление о творчестве как о порождении новой жизни, включающем этапы духовного влияния (делания, исхождения Духа), зачатия, вынашивания плода, разрешения от бремени и повития. Повитие, то есть завершение актов деления и свития - творения, представляет собой новую тварь, отличающуюся совершенной цельностью.


15.03.2018 23:07/читать дальше...

КРЕСТ – ученые-этимологи дружно возводят это слово к переозвученному имени Христос, указывая на аналогичное чередование согласных к/х в однокоренных словах крестьянин-христианин. При этом, начиная с 18 века, в русской лексикографии (науке об описании значений и происхождения слов) сложилась традиция не обращать внимания на однокоренное с КРЕСТ слово КРЕСИТИ «высекать огонь, возжигать» и, как устойчивая метафора, «воскрешать, возвращать к жизни». В сохранившихся протоколах заседаний составителей этимологического «Словаря Академии Российской» (составлялся с 1786 по 1797 год) отражены споры о возможности объяснения происхождения слова КРЕСТ от КРЕСИТЬ. Причиной возникшей в те годы традиции не упоминать слово КРЕСИТЬ в связи с происхождением слова КРЕСТ стали языческие обряды огнепоклонников, в которых высекание огня кресалом считалось обращением к Хорсу – идолу Солнца и молнии. В итоге, решили не упоминать о корнесловной этимологической связи креста и воскресения по религиозным причинам. Так и повелось. 


14.03.2018 22:16/читать дальше...

ТЕЧЬ – от древнего корня *tekti «совмещать», вариант *teks- «сплетать, переплетать». Оба корня восходят к сочетанию двух древнейших простых корней единого праязыка: *tь - «делить» и kъ- «соединять». Единый образ течения: «совмещение двух однородных частей в единое целое». В древних славянских языках ТЕЧЬ значило «бежать», или «идти», то есть передвигаться, быстро перебирая ногами (буквально, совмещать движения двух ног в единый шаг и путь). В русском языке этимологически родственными слову ТЕЧЬ являются такие слова, как точить, источник, точка, точный, ткать (ранее писали тъкать), ткань, текст, текстиль, техника, архитектор. К тем же древним корням, что и ТЕЧЬ, этимологи возводят сансритские तुतोर्ति /tutorti/ «течь, стремиться», तुरति /turati/ «торопиться», तन्त्र /tantra/ (очень многозначное слово, означающее, среди прочих значений, «техника, ткань, струна»). 


14.03.2018 22:09/читать дальше...

ГОРЕТЬ – по данным словарей, от древнего индоевропейского коня *gʷhъrē- «греть, поддерживать огонь». В русском языке гласный /о/ чередуется с кратким ( ныне нулевым) гласным /ъ/: гореть (состояние вещи, находящейся в огне) – гъреть (воздействие на вещь огнем). Согласно словарям, этимологически однокоренными в русском языке являются такие слова, как жар, жечь, греть, горн (кузнечный). Вероятно не подтверждаемое словарями «ветвенное» родство ГОРЕТЬ с близкими по смыслу и звучанию словами горло, жерло, жрать, жрец. Огонь обладает свойством пожирать. В Санскрите, на слова которого ориентируются этимологи, восстанавливающие для словарей древние индоевропейские корни слов, однокоренными с ГОРЕТЬ являются такие слова, как घर्म /гхарма/ «жара», घृणोति /гхърноти/ «гореть, свтеить».


07.03.2018 08:30/читать дальше...

ДУХ – согласно данным этимологических словарей разных языков мира, восходит к древнему корню *dhe- «насаждать, устраивать». Общепризнанным в этимологии является родство этого слова с русскими глаголами дышать, дохнуть, душить, дво́хать дво́шить «тяжело дышать, запыхаться; с литовскими dvesė́ti «дышать», dvasiá «дух», dvãkas «воздух, дух, запах»; с латышским dvesêt «дышать». Однокоренными являются также санскритские देहिन् /дехин/ «дух, душа, человек, земля», धारावनि /дхарамани/ «ветер», धूक /дхукха/ «гое, плач, буквально «удушье»/, धमति /дхамати/ «выдыхать (то же, что наше дымить)». В древнегреческом языке однокоренным с ДУХ является слово θεός /тэос/ (ранее *θεσός /тэсос/) «бог». Корнесловно Тэос (Бог) – «Тот, от Кого исходит Дух, Податель жизни». Древний корень этого слова *dhe-, восстановленный современными учеными путем фонетических сопоставлений слов древних и современных языков, является так называемой индоевропейской реконструкцией. 


04.03.2018 16:01/читать дальше...

ДЕБЕЛЫЙ – в этимологических словарях возводится к индоевропейскому корню *dhabh- «подходить, быть соответствующим», тому же, что в словах ДОБРЫЙ, ДОБЛЕСТЬ, УДОБНЫЙ. По-моему, корень *dhabh- составной. Он состоит из двух древнейших праязыковых корней: *dhē- «делать, дуть (исхождение духа)» и *bheu- «быть, расти». Единое представление, порождаемое двумя корнесловными образами «делать» и «быть» - «совершенный, пребывающий в покое, сытый». Человек, почитающий себя совершенным, добрым и доблестным, пресыщаясь материальными благами, становится равнодушным, ленивым и закосневшим на пути к духовному совершенству Богоподобия. «Сытое брюхо к ученью глухо». Интересно, что в русском языке слово ДЕБЕЛЫЙ сосуществует с однокоренными, но противоположными по значению словами ДОБЛЕСТЬ «высшая добродетель», ДОБРЫЙ «благополучный, несущий благополучие». 


01.03.2018 22:19/читать дальше...

ЩАДИТЬ – от древнего корня *(s)k(h)end-/*sъkęd- «расщеплять, раскалывать, драть», который, по нашему мнению, восходит к двум древнейшим корням: *sek- «сечь, рубить» и *-dъ «делить». Единый образ, скрытый в глаголе ЩАДИТЬ, по-видимому, связан с жалостью и милостью по отношению к тому, что (кто) подлежит рассечению, разделению на части (уничтожению): «Повинную голову меч не сечет». Однокоренные слова в русском языке скудный «обездоленный, довольствующийся мелкими крохами при разделе добычи», щедрый «отсекающий от себя, раздающий при дележе свою долю другим», шкерить «сдирать чешую с рыбы», шкура «кожа, подлежащая сдиранию при дележе убитого животного»; в санскритском छादन /chadana/ «шкура»; в английском skin «кожа». 


28.02.2018 00:15/читать дальше...

Я – местоимение единственного числа первого лица – место Имени Божия на Земле. Когда взрослеющий ребенок впервые говорит о себе не «Ваня хочет пить», а «Я хочу пить», он начинает относится к себе как первому лицу, лично отвечающему перед Богом и людьми за свои желания и поступки. Ранее, в древнерусском языке это место имение произносилось и писалось в более полной и близкой к своим первокорням форме: Язъ. Среди ученых-этимологов принято объяснять слово Язъ позднейшим развитием другого, более древнего Азъ - «йотацией», то есть возникновением согласного звука «й» перед «а» по причинам исторических фонетических изменений. Такое объяснение не только не проясняет внутреннюю образность слова Я(зъ), но и не может считаться удовлетворительным, поскольку в одних и тех же древних текстах на церковнославянском языке последовательно встречаются оба слова: и ѩзъ (Язъ) и Азъ, казалось бы, в одном и том же значении «Местоимение первого лица единственного числа». 


28.02.2018 00:01/читать дальше...

ИКОНА – по данным этимологов происходитот древнего (праиндоевропейского) корня *weyk- «подходить, соответствовать». В русском языке – из древнегреческого, где однокоренное слово εἰκών означает «образ, изображение, представление». «И сотвори́ Бóгъ человѣ́ка, по о́бразу Бóжiю (в греческом тексте «κατ᾿ εἰκόνα θεοῦ» /като икона Феу/) сотвори́ егó: мýжа и женý сотвори́ и́хъ» (Бытие, 1:27). Также, как слово ОБРАЗ связано с глаголом обазить/ображать «обделывать, обтесывать камень» - «придавать подобающий облик», слово ИКОНА связано с представлением «облачать безвидный дух в видимую плоть – «воплощать». Икона – это изхождение духа, создающее образ вещи – изображение, предшествующее воплощению - произхождению вещи из духовного мира в материальный. 


24.02.2018 23:16/читать дальше...

ПОЛНЫЙ – от основного древнего корня *pelъ- «заполнять, достигать пределов». В русском языке от этого корня произошли такие слова, как полк, поле; в санскрите –पुरुहु /puruhu/ «много», पुरुष, /puruṣa/ «существо, из которого произошла вся вселенная»; в древнегреческом πολύς /полис/ «много», πλοῦτος /плутос/ «богатство/ ; в латинском - plus /плюс/ «больше», plenus «полный»; в английском – full /фул/ «полный», fill /фил/ «заполнять», folk /фолк/ «народ». От этого древнего корня произошли такие международные термины, как комплекс, манипуляция, плебей, плебисцит, пленум, плюрализм, полигон, полимер. Этот очень плодотворный древний корень, по-моему, является составным и восходит к двум древнейшим корням единого праязыка человечества: *apo- «от, из» и *lь- «лить». От корня *apo-, согласно данным этимологии, произошел русский предлог ПО. Сочетание двух древнейших корнесловных образов «от, из» и «лить» порождает единое представление о полноте: «проистекающее из единого источника Небесного Отечества исполнение вселенной Благодатью Божией». Неслучайно полнота жизни называется в славянорусском языке изобилием – словом, в котором присутствуют коренные образы источника «из» и льющейся благодати «ль».


20.02.2018 22:09/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] 21 [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ]