Слова:

ПЕЙЗАЖ - восходит к основному древнему корню *pag- «соединять, укреплять». Дополнительный приставочный корень (суффикс) в германских и романских языках используется для образования имен существительных от глаголов, означая «делание». Таким образом, пейзаж корнесловно представляет собой «описание укрепления, огороженного забором», то есть изображение деревни или села, которые в древности ограждались вколоченными в землю кольями. Этимологически однокоренными с пейзаж являются латинское pagus «село, деревня», испанское país (паис) «страна». В русском языке однокоренным является слово поганый, ранее паганин «отличный от крестьян-христиан пришлый сельский житель-язычник, иностранец-нехристь».


06.02.2018 23:00/читать дальше...

СЧАСТЬЕ – происходит от трех древних корней: приставочного с/со- «единение, сочетание», основного *(s)kej- «рвать на части, резать» и дополнительного (суффикса) -ьj- «совокупность однородных частей». Единое корнесловное представление: «сочетание разорванного на части». В тексте Священного писания Ветхого и Нового Завета на славянском языке слово счастье отсутствует. Оно есть только в Синодальном (19 век) и в других более поздних переводах на современный русский язык. В этих переводах это слово используется как замена слова БЛАЖЕНСТВО. В древних текстах есть слова, производные от корня*(s)kej- , но с другими приставками и суффиксами: УЧАСТЬ, ЧАСТЬ, УЧАСТИЕ, ПРИЧАСТИЕ. 


30.01.2018 21:47/читать дальше...

БОЛЬ – от древнего корня *bhel- «блекнуть, бледнеть». Однокоренные слова в русском языке: бледный, блеклый, белый. От боли люди бледнеют, кожа болеющего человека становится от боли обескровленной, более белой или черной, чем обычно. В чешском языке однокоренным является слово bol «печаль, скорбь». В английском – устаревшее слово bale /бэйл/ «несчастье, бедствие», а также современное black /блэк/ «черный». В Священном писании с древним корнем *bhel- и, следовательно, с болью, болезнью, бледностью и чернотой связано представление о смерти: «И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными.


29.01.2018 08:17/читать дальше...

СЕСТРА – от двух древних корней: *swe- «свой» и *s(t)er- «женский род, помощник». Первый корень – тот же, что и в русском местоимении свой «свитый воедино»; в санскритском स्वसृ /сваср/ «сестра»; в английском sister /систер/ «сестра». От второго корня произшло санскритское слово स्त्री /стри/ «женщина» и, очевидно, этрусское Церес, ставшее именем древнеримской богини земного плодородия Цереры «матери-земли». От этого же корня произошло слово церемония «чествование жены-матери». 


25.01.2018 19:37/читать дальше...

НЕРВ – сочетание основного древнего корня *neo- «пряду, сопрягаю» и двух дополнительных корней (суффиксов) -ръ «разделять, резать» и -въ «вить, вязать». Единое корнесловное представление: «сопряжение разделенного свитием воедино». В физиологии нервами называют тонкие волокна-нити, исходящие от головного и спинного мозга и сотканные воедино с другими тканями тела для связи организма с внешней средой через свои нервные окончания.


25.01.2018 08:31/читать дальше...

НРАВ – происходит от основного древнего корня *ner/nor- «человек, муж» и дополнительного (суффиксального) корня *vъ- «вязать, вить». Этимологически однокоренными и родственными нраву-норову являются латинское nervosus /нервозус/ «сильный, способный к сопротивлению»; древнегреческое ανηρ /анер/ «человек, воин»; санскритское नर /nara/ «мужчина, человек», осетинское нарт «богатырь». Корнесловно, нрав, или, в древнерусском варианте полногласного произношения, норов, представляет собой внутреннюю духовную силу владения собой, способность сдерживаться, обуздывать свои желания; управлять своими эмоциями, чувствами и душевными порывами.


23.01.2018 21:06/читать дальше...

КТО – от древнейшего основного корня *kwo/kwi- «вопросительное указание на определяемый предмет», и дополнительного (суффиксального) корня *tь «течь, ткать». От основного корня произошли очень многие вопросительные слова и местоимения в русском и во многих других языках. Слово означает указание на тот предмет, который надо причислить к той или иной чете – отнести к одному из известных родов вещей, определаить. Однокоренными с КТО в русском языке являются такие слова, как кой, какой, как, чей, качество; в английском: quality «качество», quantity «количество», who»кто», where «где», what «что»; в санскрите कतर /katara/ «кто?»; в латинском qui /кви/ «кто».


19.01.2018 00:00/читать дальше...

ЧИСЛО – происходит от древнейшего основного корня *kwei- «чета, пара» и дополнительного (суффиксального) древнего корня *lъ, придающего именам существительным значение «орудие для совершения действий, названных основным корнем», к примеру, «точило, сверло». Этимологически однокоренными с число являются такие русские слова, как чет, четыре, квадрат, читать, считать, сочетать, чтить, честь. В близком ветвенном родстве с числом и другими многочисленными словами этого корня находятся местоимения кто, который, что, чей. В санскрите однокоренным является слово चेतति /четати/ «думать» (сравните русские синонимы «я так считаю» = «я так думаю»).


18.01.2018 23:52/читать дальше...

ЦЕЛЬ – одно из тех слов, о корнях которых ученые этимологи боятся высказывать сколько-нибудь внятные предположения. Дружно утверждают лишь одно: в русский язык это слово пришло из немецкого через польский в 17 веке. В этимологических словарях немецкого и польского языков древние корни слова цель не раскрываются. Между тем, ЦЕЛЬ является одним из ключевых слов, определяющих смысл и направленность жизни современного человека.


16.01.2018 20:45/читать дальше...

ХОТЕТЬ – попредположениям ряда этимологов, происходитот древнего корня *swe-: *swo-: *swō- «присваивать, делать своим» - того же, что в слове свой. Этимологи дружно называют родственными хотеть глаголы хитить, хватать, сватать; имя существительное охота. В болгарском языке, как и в некоторых говорах русского языка, сохранилась более древня форма слова охота – охвота. Хотение подобно горящему огню, охватывает человека, охочего до тех или иных вещей. В отличие от воли, хотение часто оказывается той безликой силой, которая захватывает всего человека, подчиняет себе его дух более властно и скрытно. 


15.01.2018 23:37/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] 21 [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]