ГЛАГОЛ – согласно мнениям современных ученых-этимологов, это слово состоит из двух повторений одного древнего корня *gol-/gъl. Сохранившееся в современном русском языке однокоренные слова глас и голос, сочетаясь, образуют единый образ: «Глас в голосе». Гласами в православной христианской культуре принято называть восемь ладов (тонов) богообщения, составляющих Осьмогласник, по-древнегречески – Октоих (октава – «воемь», ἦχος (ихос) — «отголосок», позже - Глас»). Каждый из Гласов имеет свое название и предназначение в традиционном молитвенном богообщении: 1) Глас Богоявления, 2) Глас Исхода, 3) Глас Небесной радости, 4) Глас Всепразднственный, 5) Глас Поклонения, 6) Глас Покаяния, 7) Глас Преображения, 8) Глас Вечности.
22.04.2017 19:55/читать дальше...
ПУТЬ – от древнего корня*pent- «ступать, ход», того же корня, что и древнегреческое Πόντος «морской путь», латинское pons (pontis) «мост, гать», английское find «найти, то есть «идя, наступить на что-либо». В Священном писании словом путь часто называется проход, который надо находить, открывать, чтобы, ступив на него, идти к цели через трудности и препятствия. «И изгнал его Господь Бог из Рая сладости, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изринул Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь (ὁδὸν «одон») к Дереву жизни» (Бытие, 3:24).
18.04.2017 08:19/читать дальше...
ПРИ – от древнего корня *per-/*pre- «перед». Однокоренными по происхождению являются греческие πέρα «сверх», ἐπὶ «у, над, к»; латинское prae «перед, сверх, заранее». Первичным по происхождению этимологи признают пространственный образ: «сближение, близость как результат притяжения». В Евангельских притчах образ сближения представляется как вращательное движение разрозненных частиц целого – людей по направлению к объединяющему Центру жизненных сил - Богу:
18.04.2017 08:15/читать дальше...
КОРЕНЬ – от древнего корня *kerъ- «резать, отсекать, рубить». Буквально, «часть растения, отсекаемая и остающаяся в почве при сборе урожая». Находится в более или менее близком родстве с кора, корчевать, расти, рыть, резать, рвать; с английским root и еще с великим множеством слов, связанных с представлениями и росте и сборе выросшего урожая. Однокоренным словом черен(ок) в славянских наречиях называли и рукоятку лопаты, и коренной зуб, и дуб, и лиственный («черьный») лес.
18.04.2017 08:03/читать дальше...
ПОЭТ – от древнего корня *kwei- «созидать, творить», того же корня, что и древнегреческое ποιητης (поиитис) «творец, создатель» - одно из имен Божиих. В греческом тексте первой главы библейской «Книги Бытия» многократно звучит глагол ἐποίησεν (эпоиисен) «сотворил». К этому же корню этимологи возводят русское чин, чинить. Поэзия представляет собой сочинение, то есть творческое созидание текстов путем приведения в порядок сочетаемых звуков, образов и смыслов.
18.04.2017 07:57/читать дальше...
КРЕПКИЙ – происходит от двух древних корней *ker- (кре-) «расти» и *-kwej (-пъ) «созидать, творить». Дополнительный корень (суффикс) къ- означает «имеющий свойство». Крепкий – одно из имен Бога. Имя архангела-благовестителя Гавриил в переводе означает «Крепость Божия». Согласно Священному преданию, именно архангел Гавриил укреплял Иисуса Христа в Гефсиманском саду во время моления о чаше: «Явися же ему ангел с небесе, укрепляя его» (От Луки, 22:43).
18.04.2017 07:48/читать дальше...
ЛИЦО – древние корни этого слова учеными-этимологами не выяснены. Предположения авторов словарей о родстве слов лицо-лик и о связи этих слов с образом изгиба щеки мало что проясняют. Согласно Священному писанию, слово лицо восходит к образу литья, льющейся воды, то есть происходит от того же корня, что и слово, слава.
18.04.2017 07:44/читать дальше...
ПРОПОВЕДЬ –от трех древних корней: *pьrъ- /пер/ («сквозь»),*apa- /апа («обратно», «от»), *w(e)i-d- /уэйд/ («ведать, вещать»). Древний корень приставки про- *pьrъ- /пер/ («сквозь») – присутствует в таких русских словах, как первый, перед, правда, пророк. От этого же корня и корнесловного образа произошли международные слова-термины профессия, профессор (буквально «проникающий сквозь внешнюю оболочку во внутреннюю суть вещей»). По сути, честный проповедник – всегда пророк: избранный и вдохновенный свыше проводник Слова Божьего в разум и сердца людей. «А кто пророчествует(προφητεύων /профитивон/), тот говорит людям в созидание, увещание и утешение. Кто говорит на незнакомом языке, тот созидает себя; а кто пророчествует (προφητεύων /профитивон/), тот созидает церковь.
04.04.2017 20:55/читать дальше...
ПРО / ПРА – от древнего корня *prae- «сквозь», «через». К этому же корню восходят слова право и прямо – «сквозь время и пространство». Правый и прямой путь возможен только для свободного чистого духа, не ограниченного временными рамками, неподвластного законам материального мира и не зависящего от физических сил притяжения и гравитации.
04.04.2017 20:44/читать дальше...
СЫН – от древнего корня *seue- «рождать». Буквально: «рожденный», то есть отличный от сотворенного. Взаимосвязь рожденного сына с породившим его отцом в Евангелии уподобляется лозе и коренящейся в ней плодоносной отрасли – рождию. Как отрасль может жить и приносить плод, только от корней своей лозы, так и сын может жить, продолжать свой род и творить что-либо, только пребывая в отце и имея животворное отеческое начало в себе: «не вѣ́руеши ли, я́ко áз во Отцѣ́, и Отéц во мнѣ́ éсть? Глагóлы, я́же áз глагóлю вáм, о себѣ́ не глагóлю: Отéц же во мнѣ́ пребывáяй, тóй твори́т дѣлá (ποιεῖ τὰ ἔργα αὐτοῦ «поэйи та эрга афту» - «творит дела Свои»): вѣ́руйте мнѣ́, я́ко áз во Отцѣ́, и Отéц во мнѣ́: áще ли же ни́, за тá дѣлá (τὰ ἔργα αὐτὰ - «та эрга афта» - «те дела Его») вѣ́ру ими́те ми́» (От Иоанна, 14,10-11).
04.04.2017 20:07/читать дальше...
Страницы:
[
1
]
[
2
]
[
3
]
[
4
]
[
5
]
[
6
]
[
7
]
[
8
]
[
9
]
[
10
]
[
11
]
[
12
]
[
13
]
[
14
]
[
15
]
[
16
]
[
17
]
[
18
]
[
19
]
[
20
]
[
21
]
[
22
]
[
23
]
[
24
]
[
25
]
[
26
]
[
27
]
[
28
]
[
29
]
[
30
]
[
31
]
[
32
]
[
33
]
[
34
]
35
[
36
]
[
37
]
[
38
]
[
39
]
[
40
]
[
41
]
[
42
]
[
43
]
[
44
]
[
45
]
[
46
]
[
47
]
|