Слова:

ЧАДО – от древнего корня*ken- «вновь появляться наружу», «вновь начинаться». Того же корня, что и начало, зачатие, кон, конец. «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. 


22.02.2017 18:08/читать дальше...

ЦЕНТР – от древнего корня*ken-t- «колоть», «ткнуть», «точка в середине». Вероятно, *ken- в *ken-t-  - это тот же древнейший корень, что и в «чадо», начало», «зачатие». Тогда дополнительный корень –tъ тот же, что и в «ткнуть», «точка», «острие».  Однокоренное с центр древнегреческое слово  κέν­τρον «жало», «острие», от глагола κέντῳ (кенто) «колю», «протыкаю». 


22.02.2017 18:04/читать дальше...

ГОРДЫЙ – по предположениям ученых этимологов, это слово происходит от древнего корня*gher «тереть», «загореться от трения». В.Даль: «Гордый — ... кто ставит себя самого выше прочих». Преподобный авва Дорофей: «Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего не значащего, а себя считает выше его. 


22.02.2017 17:20/читать дальше...

ВЯЗАТЬ – от двух древних корней: *wei- «вить», «поворачивать» и *-jez (с носовым гласным) «узы», «узел». От корня *wei- произошли слова вино, и вина. Виновный человек бывает связан не только внешними узами, но и собственным тяжелым чувством рабства греху. Единый образ вязать - «вить узлы», «обуздывать». 


22.02.2017 17:10/читать дальше...

МЫСЛЬ – первый древний корень mon-dh-/*meu-dh-/*men-dh- означает «устремление духа к цели, дума». Сосудом для мысли служит слово. Однокоренное с мысль греческое mythos (миф) имеет древнее значение «речь», «произнесенное слово», «сказание». Выражение мысли происходит всегда на выдохе: вдохновленная теми или иными духовными силами мысль износится духом человека из глубины сердца: «Не входя́щее во устá скверни́т человѣ́ка: но исходя́щее изо ýст, тó скверни́т человѣ́ка» (От Матфея, 15: 11). Исходящая из сердца МЫСЛЬ в слове проносится духом через головной мозг и уста наружу – произносится: «Порождéнiя ехи́днова, кáко мóжете добрó глагóлати, зли́ сýще (будучи злыми)? От избы́тка бо сéрдца устá глагóлют. Благíй человѣ́к от благáго сокрóвища изнóсит благáя: и лукáвый человѣ́к от лукáваго сокрóвища изнóсит лукáвая» (От Матфея, 12:34-35). Дополнительный корень (суффикс) –сль, возможно, тот же, что и в слово, слыть, слух, слава. Этимологически однокоренными по первому корню*meu-dh-/*men-dh- являются современные слова мудрый, муза, музыка, мнить, мнение, ментальность, английское memory (мемори) «память». Устойчивые словосочетания современного русского языка соответствуют представлению о том, что ум от сердца направляет мысли в голову, то есть, к рассудку человека: умная мысль; мысль пришла в голову; сердечные помыслы. Евангелие прямо указывает на то, что главный орган для восприятия приходящих мыслей, хранения и вынашивания их – это не голова, а сердце. В отличие от умной головы мыслей, которые высказываются вслух и, сердечные помыслы проявляются в сердечной тишине и становятся вѣ́домы (видимы в духовном мире) сердцевѣ́дцу Богу: «При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?» (От Матфея, 9:3-4). «Вни́де же помышлéнiе в ни́х, ктó и́х вя́щшiй (кто из них больший) бы бы́л. Иисýс же вѣ́дый помышлéнiе сердéц и́х, прiéм отрочá, постáви é у себé (призвал отрока и поставил около себя и рече́ и́мъ: и́же а́ще прiи́метъ сiе́ отроча́ во и́мя мое́, мене́ прiе́млетъ: и и́же а́ще мене́ прiе́млетъ, прiе́млетъ посла́вшаго мя́: и́же бо (потому что) ме́ншiй (в оригинале (μικρότερος /микротерос/) е́сть въ ва́съ, се́й е́сть вели́къ)» (От Луки, 9:46-47). Почему «меньший в нас» наиболее велик перед Госоподом? – Наше «Я» тройственно. Внутри каждого плотского внешнего человека скрыт внутренний душевный и внутреннейший духовный. Помышляя о том, «кто из них больший», взрослые апостолы повели себя, как малые дети, соперничающие за место отцовского любимчика. Внутреннейший человек, пребывающий в сердце, всегда мал: микроскопичен. Он мыслит не абстрактными понятиями, схемами и формулами, а как все дети Божии: живыми образными представлениями (иконами). Именно он, самый маленький-микротерос «внутреннийший сердца человек» своими духовными устремлениями направляет ум и чувства внешнего человека на те или иные поступки. Бог милует и принимает в нас не самостоятельного умного взрослого, а Свое малое (микро) дитя. Греческое слово μικρός /микрос/ происходит от древнего корня, восстановсленного учеными в виде *smēyg- «малый, тонкий, хрупкий». Хотя ученые и не признают этого (возможно, просто не обращают на это внимание), я убежден, что внутри *smēyg- скрыт более прочстой древнейший корень *men- «устремление духа» - тот же, что и в МЫСЛЬ. 


22.02.2017 16:57/читать дальше...

МУЧИТЬ – древний корень *men(ǝ)k «мять, щемить, дробить». Греч. μάσσω – «давлю, мну». Отсюда: мягкий, мякоть, масса, месить. «Прiиди́те, и сошéдше смѣси́м тáмо язы́к и́х, да не услы́шат кíйждо глáса бли́жняго сво­егó. И разсѣ́я и́хъ от­тýду Госпóдь по лицý всея́ земли́: и престáша зи́ждуще грáд и стóлп. Сегó рáди наречéся и́мя егó смѣшéнiе, я́ко тáмо смѣси́ Госпóдь устнá всея́ земли́, и от­тýду разсѣ́я и́хъ Госпóдь по лицý всея́ земли́» (Бытие, 11:7-9). 


22.02.2017 16:50/читать дальше...

МОТИВ – от древнего корня *meue- «проталкивать», «продвигать», «колебать». Современный термин восходит к латинскому motivus – «подвижный», буквально, «двигающий по» (жизненному пути) – движущая сила поступков. В английском языке однокоренной глагол to move «двигать».  


22.02.2017 16:42/читать дальше...

ЕСТЕСТВО – от древнейшего первокорня *es- «быть». Бытие в настоящем времени называется словом есть. Естество, буквально, «то, что есть (в сотворенном мире)», «совокупность сущего». Согласно «Книге Бытия» естество создано по Воле Бога Словом Божиим за шесть Дней творения. 


21.02.2017 21:22/читать дальше...

ПРАВО – от двух древнейших праязыковых корней *pro-/per- «перед», «сначала» и  *bhwo-/* bheue «становиться», «возникать», «быть». Правота корнесловно означает «первобытное состояние», «порядок, возникший в первые дни творения», «первозданное устройство»,  «от начала сущее». 


21.02.2017 20:50/читать дальше...

ОТРОК - от древнего приставочного корня *отъ «прочь», «против» и основного корня *rekti «говорить», ср. отречься. Слово   рокъ в  славянорусском языке средних веков означало «говорящий» (закономерное историческое чередование о/е в древнем корне).  Первоначально отрок - «не говорящий от своего имени, не имеющий  права голоса на вече, в семье». 


21.02.2017 20:33/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] 36 [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ]