ПРАЗДНЫЙ – от древнего корня *per/*por «перемещать», того же, что и в пере-, перед, первый. Однокоренные слова в русском языке праздник, порожний; упразднить, опорожнить. Родственно словам простой «пустой», опростать «освободить от бремени, очистить, опустошить», прощать «отпускать», «разрешать от грехов».
07.03.2017 06:24/читать дальше...
ЗЕРНО – от древнего корня *g’er «созревать», «стареть», «дряхлеть». Однокоренное слово зреть. Внутри зерна, в самой его сердцевине есть сокровище: семя, зародыш будущей жизни, которая возрастет из земли после распада, смерти зрелого зерна. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.
07.03.2017 06:12/читать дальше...
УМ – от двух древних корней *au- «принимать во внимание», «воспринимать» и *mьn- «устремление духа, думание». От первого корня происходят такие однокоренные слова, как явить, наяву. Этимологами выявлено близкое родство древних корней *au- «воспринимать» и *hṓws/*hew- «слух/видеть(позже переосмыслили в «слышать»)», от которого произошли такие родственные первой части УМА слова, как древнегреческое οὖς /оус/ «ухо», латинское auris /аурис/ «ухо», международные термины аудировать, акустика (тут совмещены два древних корня: *heḱ- «острый» + *hṓws «слух»). Умные люди способны слышать других и бывают послушны голосу истины. Работа УМА начинается с умозрения и слушания – с того, что в христианской культуре принято называть умным деланием: «Но не все послушались (ὑπήκουσαν /ипоекусан/ - одного корня с «ухо») благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному (ἀκοῇ /акуэ/) от нас? Итак вера от слышания (ἀκοῆς), а слышание (ἀκοῇ) от слова Божия» (Апостола Павла послание к Римлянам, 10:15-16). Второй корень *mьn- особо плодоносен: от него происходят мысль, мудрость, мнение, поминовение, память, менталитет, дума, и еще множество слов, называющих мыслительные действия. Этимологи определяют первообраз, породивший этот древний корень, как «думать». Слова ДУМАТЬ и ДУХ – однокоренные, так что корнесловно мнить, мыслить, помнить, мудрить означает одно: устремлять свой дух к той или иной цели. Ум не сразу порождает, а сначала воспринимает и обдумывает те мысли (духовные стрелы с привязанными к ним символами»), которые приходят в голову и не сразу вылетают из нее. УМУ близкородственно слово УМЕНИЕ. Умеющий слушать и быть послушным обладает здравым УМОМ. Что делает умелец со своим духом, когда умело трудится? – Сосредоточивает его, устремляя духовные усилия к достижению поставленной цели. В умном делании православных христиан совершается таинство молитвенного обращения мыслей человека к вниманию, принятию и пониманию Божьих Откровений – сокровища благих. Неопытный в умном делании человек может принять за Откровение свыше нечистые помыслы, прелести устремленные на завоевание его сердца лукавыми нечистыми силами духовного мира. «Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый» (Премудрость Соломона, 4:11-12). В отличие от разума, который призван противостоять злу, незлобивый ум не знает зла и не обращается к постижению его, то есть не принимает его во внимание и не понимает его ухищрений. «Посему, возлюбленные, препоясав чресла ума (в оригинальном тексте послания написано διανοίας /дианойас/ «разума», или в современном переводе «интеллекта») вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем» (Апостола Петра послание 1, 1:13-14). Чресла – это поясница и бедра, которые монахи препоясывают широким поясом в знак обуздания плотских похотей чревоугодия и блуда.
25.02.2017 20:43/читать дальше...
ЯВЬ – от древнего корня *au- «воспринимать», «ощущать». От этого же образа происходит первый корень сложного слова умъ «восприятие мыслей», латинское слово аудировать «слышать», санскритское *avih «раскрыл», греческое αισθάνομαι «чувствовать».
25.02.2017 17:21/читать дальше...
ОРГАН – от древнего корня *werg- «делать». Однокоренные в греческом: эргон «дело», «движение», оргия «религиозное действо», армянское *gorc «работа», английское work «работа». «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам о деле (ἔργον), какое Ты соделал (εἰργάσω) во дни их, во дни древние» (Псалом Давида 43:2).
25.02.2017 17:11/читать дальше...
ОКОЛО – приставочный корень о- восходит к древнему *epi*opi «над», «по направлению к центру сферы» Ср. эпицентр. Основной корень коло происходит древнего *kъwьl-o- «вращение Земли вокруг своей оси», «окружность сполюсом в центре». Однокренные слова циркуль, колесо. Единое образное представление:«вокруг оси», «со всех сторон».
25.02.2017 17:06/читать дальше...
УЗЫ – от древнего корня *ang’h «теснить», «сжимать», «вязать». Однокоренные узел, узкий, связь. Без уз, без связей жизнь человека невозможна. Согласно Священному Писанию, Бог связывает Себя с людьми Своими узами, но люди вольны расторгать эту благодатную связь, становясь развязными и развратными отступниками: «И сказал я сам в себе: это, может быть, бедняки; они глупы, потому что не знают пути Господня, закона Бога своего; пойду я к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господень, закон Бога своего.
25.02.2017 16:34/читать дальше...
ЯЗЫК - от древнего корня *ez - того же, что и в словах узы, связь, узкий, узел, союз, Я. Язык изначально представляет собой союз, узел связи между всеми людьми (народами) и всей тварью в Боге Троице. Язык – это именно союз, объединяющий каждого из людей с Богом и, в Слове Божием или помимо Бога, между собой. Нельзя путать язык с речью, которая является средством связи, то есть языковым инструментом для связи людей в пределах их языка. Речь влияет на язык примерно также, как набор топоров, молотков, пил и прочих инструментов в руках плотников влияет на проект храма, строящегося ими под руководством архитектора. Если инструмент примитивен, то и храм будет невелик и скромен. Если же в распоряжении строителей есть мощный совершенный инструмент, объединяющий и преумножающий их усилия и мастерство, можно строить храм высотою до Небес. Воспитываясь от единого совершенного языка Богообщения, раннее человечество обрело необычайную речевую мощь. Плодом убеждающей силы изреченного слова стало засвидетельствованное в Библии единогласие, точнее, согласие всех людей между собой: «И бѣ́ вся́ земля́ устнѣ́ еди́нѣ (одна устная речь), и гла́с (язык) еди́н всѣ́м» (Книга Бытия, 11:2). Мощь человеческой речи, очевидно, была подобна творческой силе Слова Божия, прямая связь с Которым сохранялась в едином языке и наречии человечества. Сила собственного богоподобного слова позволила людям взяться за величайшую творческую задачу: создать себе имя прежде, чем распространиться по всей Земле. Иначе говоря, люди вознамерились жить и править мирозданием во имя себя самих, а не во имя Бога-Творца: «И рече́ человѣ́к бли́жнему своему́: прiиди́те, сотвори́м пли́нѳы (кирпичи) и испече́м и́х огне́м. И бы́сть и́м пли́нѳа в ка́мень, и бре́нiе (раствор) вмѣ́сто мѣ́ла. И реко́ша: прiиди́те, сози́ждем себѣ́ гра́д и сто́лп, его́же ве́рхъ бу́детъ да́же до небесе́: и сотвори́м себѣ́ и́мя, пре́жде не́же разсѣ́ятися на́м по лицу́ всея́ земли́» (Книга Бытия, 11:3-4). Каменная кладка стен известна человечеству с древнейших времен. Она гораздо прочнее и долговечнее кирпичной. Почему же, задумав воздвигнуть столп «до небесе», люди прибегли к кирпичной кладке стен? – Возможно, все дело в попытке тогдашней, несомненно, мощнейшей цивилизации по-своему переформатировать Божье творение. Люди попытались сделать то, от чего в начале нашей эры отказался Иисус Христос: «И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи (в древних текстах рцы «изреки», или εἶπεν /эйпен/ «сотвори, изреки») чтобы камни сии сделались хлебами. Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом (в древнегреческом тексте точнее: ῥήματι /ремати/ «речью», то же и славянском тексте: «глаголом», то есть речью), исходящим из уст Божиих» (От Матфея, 4:3-4). Обладая силой слова, способной претворить сотворенные Богом камни в хлеб – минералы в органику – Сын Божий отказался переименовывать вещи на свой лад, чтобы продолжать жить во Имя Божие, а не во имя человеческое. Важно еще отметить совпадение глагола в ветхозаветном «сотворим себе имя» (ποιήσωμεν /поэсомен/- того же корня, что и ПОЭЗИЯ «словотворчество») и в новозаветном «рцы (εἰπὲ /эйпи/ - того же корня, что и ПОЭЗИЯ), чтобы камни сии сделались хлебами». Там, где человек называет вещи своими именами, противоречащими Воле и Закону Божьему, начинается богоборчество и нестроение. Нечто подобное повторилось в истории человечества в 20 веке нашей эры, когда «весь многонациональный советский народ в едином порыве» и в борьбе за мировую революцию смог не только одержать победу во второй мировой войне и восстановить самую большую в мире страну после разрухи, но и первым начать освоение космоса; овладеть атомной энергией, достичь небывалых высот в науке и… ,подменив Имя Божие именами великих вождей советского народа, оказаться на руинах недостроенного коммунистического «рая на Земле». Может ли кто-то из современных людей произнести сейчас на любом языке такую речь, которая вновь сплотит все человечество и направит его на строительство нового Вавилона? – Несмотря на трибуну ООН и усилия ЮНЕСКО, вряд ли. Причем, Библия не говорит о том, какова была финансовая смета строительства Вавилонского столпа. Скорее всего, работали просто во имя человеческое, то есть по-коммунистически бесплатно. Современные люди при наличии интернета и универсальной системы перевода речи на любые языки все равно увязают в бесконечных переговорах и разногласиях даже по самым незначительным вопросам, а уж о вселенском дружном капитальном строительстве нового Вавилонского столпа и речи быть не может. Почему? – Потому что ИМЯ содержит в себе огромную силу власти над миром и корнесловно представляет собой Закон (все силовые ведомства действуют «именем Закона»): «И рече́ Госпо́дь к Моисе́ю: взы́ди ко мнѣ́ на го́ру и ста́ни та́мо, и да́м ти́ скрижа́ли ка́менныя, зако́н и за́повѣди, я́же написа́х законоположи́ти и́м. И воста́в Моисе́й и иису́с предстоя́вый ему́, взыдо́ша на го́ру Бо́жiю» (Книга Исхода, 24:12). В древнегреческом тексте «Закон и заповеди» звучит как «νόμον καὶ τὰς ἐντολάς /номон кэ тас энтолас/. Слово νόμον, переведенное на славянский язык как «закон» - близкородственное с ονομα /онома/ «имя». Этим словом определяется суть единого языка, связывающего Пастыря и пасомых (спасаемых) им людей в единый народ: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса» (От Иоанна, 10:1-5). В греческом оригинале «зовет по имени» звучит как «φωνεῖ κατ᾿ ὄνομα» /фони кат онома/, а «голос» - как «φωνὴν» /фонин/. Получается, что Глас Божий, призывающий людей в именах, и есть тот Закон, который назван в первых главах Книги Бытия «устнѣ́ еди́нѣ, и гла́с (φωνὴν) еди́н всѣ́мъ», то есть «один ЯЗЫК и одно наречие». Греческое ονομα /onoma/, английское name, санскритское नामन् /nā́man/, латинское nōmen, славянское имѧ, русское имя по данным современной этимологии, все восходят к единому древнему корню *hnómn̥ «ИМЯ», внутри которого содержится представление о суде над миром по единому для всех высшему закону (называемому ныне «номинация», то есть «приговор судей»). В той мере, в которой люди руководствуются Законом Божиим, они поступают во имя Божие, мыслят и говорят на одном языке как братья и сесры по духу.
25.02.2017 16:28/читать дальше...
БЕРЕГ – от древнегокорня *bherg(h) «выскокий край суши», «гора», «холм». В германских языках к этому корню возводят не только burg «город, крепость», но и слова, произошедшие от первокорня *bher-: bear «поднимать и нести на себе, выносить», burden «ноша, бремя».
25.02.2017 16:20/читать дальше...
БЕРЕЧЬ – от древнего корня *bherg(h), того же, что в берег, бремя. Беречь восходит к первообразу «вознести в гору, поднять на возвышение»; оберегать – «ограждать вознесенную в гору ношу со всех сторон».
25.02.2017 16:13/читать дальше...
Страницы:
[
1
]
[
2
]
[
3
]
[
4
]
[
5
]
[
6
]
[
7
]
[
8
]
[
9
]
[
10
]
[
11
]
[
12
]
[
13
]
[
14
]
[
15
]
[
16
]
[
17
]
[
18
]
[
19
]
[
20
]
[
21
]
[
22
]
[
23
]
[
24
]
[
25
]
[
26
]
[
27
]
[
28
]
[
29
]
[
30
]
[
31
]
[
32
]
[
33
]
[
34
]
[
35
]
[
36
]
37
[
38
]
[
39
]
[
40
]
[
41
]
[
42
]
[
43
]
[
44
]
[
45
]
[
46
]
[
47
]
|