«… Понятие слова двояко:
есть слово, произносимое голосом,
но по произношении исчезает в воздухе;
и есть слово внутреннее,
заключенное в сердцах наших…»
Св. Василий Великий
ВНЕШНИЙ – находящийсявъне.Въне – форма предложного падежа, образованная от вонъ «прочь, наружу». Ср. чешское ven «наружу», санскритское vanam «в лес». «И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят;
01.02.2017 20:16/читать дальше...
ВКЛЮЧИТЬ – сочетание двух древних корней: приставочного вън- «внутрь» и основного –ключ. Ключ восходит к древнему корню *klau- «крюк», «изогнутая с ветка с отростком» - клюка «острая изогнутая палка».Клюкой ранее называли коварную проделку, крючкотворство.
01.02.2017 20:14/читать дальше...
ВЕЧНОСТЬ — от древнего корня *weik-: век «сила, жизнь». В. Даль: «от Век — вековечный или вечный — без начала и без конца, безначальный и бесконечный, всегдашний, нескончаемый, постоянный. Неизменный». Современное толкование первого значения слова вечность: «Бесконечно продолжающееся время, бесконечная сумма моментов, из которых слагалось прошедшее, слагается настоящее, будет слагаться будущее». (Философский словарь, М., 1997).
01.02.2017 20:12/читать дальше...
ВЕТВЬ –от древнего корня *wei/woi «вить, сгибать, поворачивать». Ветви – это, буквально, витки развивающегося древа, или привитые к древу и развивающие его черенки других деревьев. «И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
01.02.2017 20:07/читать дальше...
ВЕРХ – древний праязыковой корень *uer- тот же, что в словах верить, вращаться, вервь (веревка). Однокоренные: вершина, совершать, совершенен. Суффикс -хъ тот же, что и в грехъ - согрешать, духъ - душевный, слухъ – слушать и др. Греч. – ουρανός «небо».
01.02.2017 20:04/читать дальше...
ВЕРГНУТЬ – от древнего корня*wer/wor «связывать, присоединять, поворачивая силой». К этому же корню восходят вертеть, ворот, вращать, враг, время. Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;
01.02.2017 20:01/читать дальше...
ВЕДАТЬ - От древнего корня *wei-d- «видеть, узнавать». К этому же корню этимологи возводят ве́дать «знать», вид, видеть, весть, идея. Более древним «стволовым» корнем, вероятно, является *wei- «вью, свиваю, сотворяю жизнь» - тот же корень, что и в русских словах вить, сила, сиять, свет.
01.02.2017 19:58/читать дальше...
СТРАДАТЬ – восходит к древнему плодотворному сочетанию корней *(s)ter; *(s)tre – «делаться твердым, жестким», «коченеть». Приставочный корень с(о)- в этом сочетании означает «связь, единство». Основной корень –тер/тор/тър связан с первообразным представлением «трение», «тереть».
01.02.2017 19:25/читать дальше...
ЗАПОВЕДЬ – две приставки и основа этого слова восходят к трем древним корням: *g’ho- /г'хо/ «из-за», *apa- /апа/ («обратно»), *weyd- /*w(e)i-d- «знать, видеть». Сочетание трех корнесловных образов порождает представление о ЗАПОВЕДИ как о возвращении свыше во внутренний мир человека ведения Закона Божьего. Однокоренными и сходными по внутренней образности являются русские слова ЗАВЕТ, ЗАВЕЩАНИЕ; однокоренными в основе – СОВЕТ, СОВЕЩАНИЕ, СОВЕСТЬ. «Блаже́нъ му́жъ, и́же не и́де на совѣ́тъ нечести́вых, и на пути́ грѣ́шных не ста́, и на сѣда́лищи губи́телей не сѣ́де: но въ зако́нѣ Госпо́дни во́ля его́, и въ зако́нѣ его́ поучи́тся де́нь и но́щь. И бу́детъ я́ко дре́во насажде́ное при исхо́дищихъ во́дъ, е́же (которое) пло́д сво́й да́ст во вре́мя свое́, и ли́ст его́ не отпаде́т: и вся́, ели́ка а́ще твори́т, успѣ́ет. Не та́ко нечести́вiи, не та́ко: но я́ко пра́х, его́же возмета́ет вѣ́тръ от лица́ земли́. Сего́ ра́ди не воскре́снут нечести́вiи на су́д, ниже́ грѣ́шницы в совѣ́тъ пра́ведных. Я́ко вѣ́сть Госпо́дь пу́ть пра́ведных, и пу́ть нечести́вых поги́бнет» (Псалом Давида 1:1-6). Древнегреческое слово ἐντολή /энтоле/, которому соответствует в Священном писании слово ЗАПОВЕДЬ, также содержит в своих корнях образное представление о возвращении человека к первозданному совершенству в Законе Божьем. Первый древний корень слова ЭНТОЛЕ скрыт в его приставке ἐν-. Этимологи воссоздали его как *hén «внутренний». К этому корню восходят такие слова, как греческие εἰς /из/ «единый», ἔντερα /энтера/ «внутренности, утроба, чрево», предлог ἐν /эн/ «во, при, у», ἦτορ /етор/ «сердце». В русском языке к этому корню возводят слово ядро́ «лоно, недра». Однокоренными также считаются санскритское अण्ड /анда/ «яйцо», английское heart «сердце», латинское uterus «утроба, чрево». Этот корнесловный образ указывает на внутреннюю суть, ядро внутреннего мира человека и на сердцевину любой сотворенной вещи. В отличие от внешнего меняющегося мира внутренний мир постоянен. Свойства духа и сила, заключенная в ядре, определяют судьбу и жизненный путь всего организма, вращающегося вокруг него. Именно этот корнесловный образ сердцевины, единого ядра, вокруг которого вращается вся вселенная, является ключевым в Символе православной христианской веры: Верую во еди́наго (εἰς ἕνα /из эна/) Бога Отца, Вседержителя, Творца не́бу и земли, видимым же всем и невидимым. И во еди́наго (εἰς ἕνα /из эна/) Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единоро́днаго, И́же от Отца рожде́ннаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосущна Отцу, Им же вся бы́ша; Нас ради человек и нашего ради спасения сше́дшаго с небес, и воплоти́вшагося от Духа Свя́та и Марии Девы, и вочелове́чшася (ἐνανθρωπήσαντα /энантропесанта/…». Второй, основной корень греческого библейского слова ЭНТОЛЕ «ЗАПОВЕДЬ» восходит к древнему корню *kʷel- «вращать, возвращать, совершать». От этого корня произростают такие родственные слова, как английское wheel /вил/ «колесо»; санскритское चरति /карати/ «вести себя, ходить (по кругу)»; славянорусское телец, теленок. Не доказано, но вероятно, что к этому же корню восходит русское слово тело.
01.02.2017 19:16/читать дальше...
ВОСКРЕСЕНИЕ – от двух древних корней: приставочный вос-/воз- «вверх, из прошлого в настоящее» и основной –крес (греч. [тропи]) «животворный огонь». Кресити –«высекать огонь кресалом, кремнем». Креснути в древности означало «гореть, пылать огнем жизни». Противоположность кресению – угасание, затухание (ср. угас «умер»).
01.02.2017 19:13/читать дальше...
Страницы:
[
1
]
[
2
]
[
3
]
[
4
]
[
5
]
[
6
]
[
7
]
[
8
]
[
9
]
[
10
]
[
11
]
[
12
]
[
13
]
[
14
]
[
15
]
[
16
]
[
17
]
[
18
]
[
19
]
[
20
]
[
21
]
[
22
]
[
23
]
[
24
]
[
25
]
[
26
]
[
27
]
[
28
]
[
29
]
[
30
]
[
31
]
[
32
]
[
33
]
[
34
]
[
35
]
[
36
]
[
37
]
38
[
39
]
[
40
]
[
41
]
[
42
]
[
43
]
[
44
]
[
45
]
|