Слова:

БУДУЩЕЕ – ученые возводят это слово к древнему корню *bhū- «расти, пухнуть, разбухать, произрастать», тому же, что и в русском глаголе БЫТЬ; в санскритском भवति /бхавати/ «становиться» при более раннем однокоренном भू /bhū́/ «производящая на свет» > «Земля». Этот же корень находят в древнегреческом φῠ́ω /фуо/«рождаю, произвожу»; в латинском fuī /фуи/ «я был». Латинский перевод слова БУДУЩЕЕ futurum /футурум/, от которого произошел термин «футурист», тоже возводят к единому с БЫТЬ корню *bhū- «расти, пухнуть, разбухать, произрастать». Попутно замечу, что болезнь футуризма, по-моему, весьма точно отражает первообраз корня *bhū-: «возбухание опухоли человеческого «эго» в организме мировой культуры». Этимологи считают наиболее корнесловно близким к слову БУДУЩЕЕ латинское -bundus /бундус/ «становящийся, имеющий быть». В этих двух словах явно виден и второй, дополнительный древний корень, который ученые воссоздали в виде dhō, не прояснив содержащийся внутри образ. По-моему, этот дополнительный корень содержит образ «духовная связь: повитие единым духом». 


24.01.2017 16:46/читать дальше...

БРАТЬ –  от древнего корня*bher- «поднимать и нести». К этому же корню относятся русские бремя, беременностьбрак (брать в жены), английские bear «нести, вынашивать», birth «рождение выношенного», bring «приносить». К этому же корню относится и санскритское  Бхарат – имя мифического царя-прародиетеля арийских племен, упоминающееся в Ригведе и в эпосе Маха Бхарата, а также являющееся одним из официальных названий Индии. Современный перевод этого 


24.01.2017 16:44/читать дальше...

БРАТ – древняя основа*bhrater, санскритское bhrátár-, древнеперсидское brata, греческое фратрия (братство), латинское frater. В очень многих языках это слово на протяжении веков остается почти без изменений. Научная этимология не признает родства с глаголом брать, происходящим от корня *bher-, и с его производным бремя «ноша». Тем не менее, древнейшее представление о том, что кровные братья – это дети, выношенные в одной утробе, сохраняется 


24.01.2017 16:43/читать дальше...

БОР – старшее значение в славянских языках – «сосна», «сосновый лес». Восходит к древнему корню *bhoros- «отколотый кусок дерева». От того же корня бороть «раскалывать»,брань, оборона, борона, борозда, борода. «Суди́, Гóсподи, оби́дящыя мя́, побори́ борю́щыя мя́» (Псалом Давида 34:1). «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» 


24.01.2017 16:42/читать дальше...

БОГ — Древний корень *bhag- «наделять, раздавать». В санскрите бхагават — «одаряющий, наделяющий». В. Даль: «Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель Вселенной». От бог произошло богатый — «наделенный, одаренный». В.Даль:  «обильный, изобильный, избыточный, многий». Согласно древним индо-иранским мифологическим представлениям бог наделял людей хлебом, преломляя 


24.01.2017 16:41/читать дальше...

БЛУЖДАТЬ – от того же корня, что блудить, блуд: *bhlendh – «смятение, помутнение». Ср. блендер – «электроприбор, предназначенный для измельчения пищи, приготовления эмульсий, пюре, взбивания напитков, муссов и т. п». К этому же корню восходит родственное английское blind «слепой», русское блекнуть «тускнеть, увядать». «Верою Раав блудница, с миром приняв 


24.01.2017 16:40/читать дальше...

БЛЕСТЕТЬ – первокорень *bhelg-, тот же, что и в белый, бледный, блеск, блистать, пламя. К этому же корню восходит и английские слова flame «пламя» и  black «черный». Старшее значение, вероятно, «гореть». Огонь и пламя переливаются многими цветами: раскалить добела, гореть синим пламенем, пустить «красного петуха». Для индуистов и брахманистов черный огонь – это цвет Брахмы. Каббалисты поклоняются невидимому белому огню. В основе разделения блеска на белый и 


24.01.2017 16:39/читать дальше...

БЛАГО – согласно предположениям этимологов, возможно, происходит от того же корня, что и белый: *bhelg- «гореть, сиять, блестеть». В древнерусском языке болого – «хорошо, добро» В. Даль: «добро, все доброе, полезное, служащее нашему счастью». Толковые словари определяют благо как «богатство». Есть устойчивое словосочетание «материальные блага», но нет *«духовное благо» - только «духовное богатство». Очевидно, словом БЛАГО изначально в славянской культуре именовали плоды Духа Божия, «Сокровища благих и жизни подателя». Поэтому плеоназм (избыточное наименование вроде «масла масленого») «духовное благо» в русском языке не прижился, а есть только материальные блага – воплощенные в материи плоды Творения. БЛАГИЙ – одно из имен Божиих: «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий (ἀγαθέ) ! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус же рече ему: что мя глаголеши блага (ἀγαθόν); никтоже благ (ἀγαθὸς), токмо един Бог» (От Марка, 10: 18). В древнегреческом оригинале этого текста на месте слова БЛАГ стоит ἀγαθὸς /агатхос/ , а в латинском bonum/ bonus. Этимологи возводят греческое слово к двум древним корням: 1) *m̥ǵh- /мегх/ - «могучий, мощный» - тот же корень, что в слове «мега» породил первую часть ἀγα; 2) корень *dʰheh- «вдохновлять, утверждать» - тот же, что и в русском ДЕЛАТЬ, породил вторую часть, от которой в греческом слове остался только один звук θ (из сочетния /дъх/. В латинском слове-кальке с ἀγαθὸς эти два корня представлены более полно: magnificus /магнификус/ (magn из *m̥ǵh- /мегх/ - «могучий, мощный» + fic- из *dʰheh- «делать»). На русской почве корень *m̥ǵh- породил слово МОГУЧИЙ (буквально «тот, что все может»), а от корня *dʰheh- произошли слова ДЕТЬ/ДЕВАТЬ, ДЕЛАТЬ. В «ветвенном родстве с этими словами, по-моему, находится слово ДУХ, которое этимологи возводят к воссозданному ими древнему корню *dʰewh- «исходить от огня, курить(ся)». В сочетании первообразов «могущество, мощь (Творца)» и «вдохновлять, утверждать» рождается единое живое корнесловное представление об истинном БЛАГЕ: «Плод творчества, вдохновенного мощью Духа Истины и благословенного Словом Божиим». В Евангелии, несмотря на то, что «никтоже благ, токмо един Бог», благими могократно именуются те люди, которые действуют по-Божески, творят добро, сохраняя при этом свою чистоту души и праведность: «Разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр (в славянском тексте БЛАГ, в греческом ἀγαθός) ?» (От Мафея, 20:15). «И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу. Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем; ибо он был муж добрый (в славянском тексте БЛАГЪ, в греческом ἀγαθὸς)и исполненный Духа Святаго и веры. И приложилось довольно народа к Господу» (Деяния апостолов, 11:21-24). 


24.01.2017 16:38/читать дальше...

БЕЗ – ранее – безъ. Этот предлог и приставка состоит из двух древних коренных слов: бѣ + за. Бѣ – это древняя форма аориста глагола «быть», переводимая как «стало быть и продолжает быть всегда». «В начале бѣ Слово, и Слово бѣ у Бога, и Бог бѣ Слово» (От Иоанна, 1: 1). Став Словом у Бога и Богом в начале, Христос, не перестает быть Словом, Сыном Божиим и Богом во всякое время – вечно. 


24.01.2017 16:31/читать дальше...

СУТЬ – традиционно рассматривается учеными как форма множественного числа третьего лица глагола быть. подобно состоит из двух древних корней: су- и -ть. Восходит к тому же корню-этимону, что и сущность. Более древние формы этого слова  сутий и краткая сый означают «настоящий, сущий». В ветхозаветной книге Исход Господь говорит о Себе в первом лице и единственном числе: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал


23.01.2017 22:24/читать дальше...
Страницы: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] 43 [ 44 ] [ 45 ]