« НазадБЛАГОЧЕСТИЕ 20.09.2024 08:12БЛАГОЧЕСТИЕ – калька с древнего античного греческого слова εὐσέβεια /евсевия/, в котором ев- «благо», а σέβεια /севия/ — это «страх и стыд». Глагол σέβομαι /севомэ/, от которого образована *севия «совестливость», по данным научной этимологии, порожден древним корнем *tyegʷ- «отступать в страхе, избегать». Имя Евсевий означает «благочестивый». «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый (в оригинале εὐλαβής /евлабис/ «приверженный благу, боящийся потерять благодать»), чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (От Луки, 2:25-26). Первый приставочный корень ев- в словах евсевия-благочестие и евлабис-благочестивый указывает на прямую связь БЛАГОЧЕСТИЯ с патриархальностью: с сыновней или дочерней преданностью человека Богу Отцу – Первоисточнику всех благ и всякой благодати: «Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благой! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» (От Марка, 10:18). Благочестивый человек, по сути, патриархален и памятливо о том, что все благодать и все благодарения – Божьи. Это проявления Отеческой любви и заботы о чадах Своих, с благоговением произносящих молитву «Отче наш». Древний образец благочестивого и нечестивого поведения сыновей по отношению к отцу и начальнику их рода, «отступать в страхе, избегать», наглядно представлен в Ветхозаветном повествовании о патриархе Ное и его сыновьях: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего» (Бытие,9:23-25). Смеяться над наготой опьяненного отца – это противоположное патриархальному поведению хамство, на языке Евангелия – АСЕВИЯ (или АСЕБИЯ): «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие (ἀσέβειαν /асевиан/) и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что́ можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Римлянам, послание апостола Павла, 1:18-24). Важно, что кроме ЕВ-севии «БЛАГОчестия» в Евангелии одним из ключевых является слово Тео-севия «Бого-честие» или «Богобоязнь»: «И одна женщина из города Фиатир, именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога ( σεβομένη τὸν θεόν /себомени тон Теон/), слушала; и Господь отверз сердце ее внимать тому, что говорил Павел» (Деяния апостолов, 16:14). Вся суть человеческого БЛАГОЧЕСТИЯ заключается в патриархальном сыновнем и дочернем БОГОЧЕСТИИ, которое выражается в исполнении Божьей Воли по Заповедям: «Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога (в оригинале θεοσεβὴς /Теосевис/) и творит волю Его, того слушает» (От Иоанна, 9:30-31). В.С. |