« НазадЦИВИЛИЗАЦИЯ 06.10.2023 22:33Ивана Глазунова «Распни его!» ЦИВИЛИЗАЦИЯ – латинский древнеримский термин, заимствованный через французский язык в 18 веке. Основа этого термина, по данным этимологов, восходит к древнему корню *ḱey- «обосновываться где-либо; занимать (новое) положение». Однокоренными являются латинское cīvis /цивис/ «гражданин»; литовское šeirỹs /шейрис/ «вдовец»; санскритское शयु /шайи/ «сирота»; славянорусские СИРЫЙ/СИРОТА. В гражданском обществе, то есть в земном, а не в Небесном царстве, быть цивилизованным, принятым в число своих граждан, наиболее важно и первостепенно по отношению к культурной или религиозной принадлежности. Все, даже самые добрые, порядочные кровные родственники и братья по духу, не имеющие гражданства (цивильности), в цивилизации воспринимаются как не свои – чужие. С имеющими гражданскую принадлежность к цивилизации – наоборот. Ярким примером цивилизационного столкновения являются политические или научно-технические революции, за которыми в истории часто следуют гражданские войны или цивилизационные катаклизмы. Ради принадлежности к иной, более прогрессивной или технически мощной цивилизации дети отрекаются от своего отечества, объявляют себя «новыми людьми», то есть независимыми сиротами, Иванами, не помнящими родства. Служители цивилизаций более ценят свое и чужое гражданство, нежели природное или культурно-религиозное родство с предками и единоплеменниками: «При входе в крепость Павел сказал тысяченачальнику: можно ли мне сказать тебе нечто? А тот сказал: ты знаешь по-гречески? Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников? Павел же сказал: я Иудеянин, Тарсянин, гражданин (в латинском тексте civitatis /цивитатис/) небезызвестного Киликийского города; прошу тебя, позволь мне говорить к народу» (Деяния апостолов, 21: 37-39). Ради принадлежности к новой могущественной цивилизации, то есть нового гражданства некоторые люди из разных народов идут на большие жертвы, вплоть до предательства своих культур и оправдания преступлений: «Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? Этот человек — Римский гражданин. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство (в латинском тексте civitatem /цивитатем/). Павел же сказал: а я и родился в нем. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин (rescivit /ресцивит/), испугался, что связал его» (Деяния апостолов, 22:25-29). Что же делать людям, которые вольно ил невольно оказались увлечены новой гражданской цивилизацией, во многом пренебрегающей святостью как смыслом воспитания, патриархальными традициями предков, Заповедями Божьими? – Ответ находим в Евангельских словах Иисуса Христа: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами (в славянском тексте «Не ѡ҆ста́влю ва́съ си̑ры» - тот же древний корень *ḱey-, что и в основе слова ЦИВИЛИЗАЦИЯ); приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас» (От Иоанна, 14: 15-20). 06.10.2023, Царское Село. В.С. |