« НазадИНДИВИД 20.11.2023 14:50ИНДИВИД – латинское прилагательное indīviduus «неделимый», сочетание приставки in /ин/ «не» и основы dīviduus /дивидуус/ «делимый надвое». Древний корень приставки/предлога ИН ученые воссоздали, с одной стороны, в виде *n̥- /нь/ «отрицание», как в русской частице НЕ, а с другой – в виде *ánu «после, впоследствии», как в санскритских словах अनु /áну/ «после; потом; в соответствии с» и अनुज /ануйа/ «рожденный после; младший брат», अनुभव /анубхава/ «впечатление; понимание; жизненный опыт». Термин анубхава – составной, из अनु /ану/ «после» + भव /бхава/ «появившийся на свет, существующий». В приставке латинского термина ИНДИВИД(УУМ) оба корнесловных образа приставки, по-моему, сочетаются воедино: «(временное) отрицание (внутреннего деления) до того момента, после которого внутренний мир будет существенно обновлен (для вечной жизни)»: «ами́нь, ами́нь глаго́лю ва́мъ: а́ще зе́рно пшени́чно па́дъ на земли́ не у́мретъ, то́ еди́но пребыва́етъ: а́ще же у́мретъ, мно́гъ пло́дъ сотвори́тъ» (От Иоанна, 12:24). Основа -ДИВИД составлена из двух частей: dis- «раздвоение, деление надвое» + *vidō «различать». Приставка ДИ(С)- возводится учеными к древнему корню *dwóh> *dwis , то же, что и в санскритском द्विस् /двис/ «дважды»; в русском числительном ДВА, ДВОЕ. Древний корень латинского *vidō восстановлен этимологами в виде *(h)weydʰ- «различать; отличать одно от другого». Внутри этого корня ученые различают «сердцевину»: древнейший корень *dʰeh- «поместить (в сердцевине), положить (внутрь)». Получается единое представление о «-ВИД» как «способность различать сердцевину, помещенную внутри (каждой вещи)». Получается, что внутренний мир неделимого до момента смерти единого человеческого ИНДИВИДА имеет две части: 1) сердцевину, из которой развивается плодоношение вечной жизни и 2) оболочку «пшеничного зерна», отходящую в землю: прах к праху. Образ живущего ИНДИВИДА неразрывно связан с представлением о разделении как о смерти, гибели единого субъекта, или, иначе говоря, о запустении внутреннего мира: «Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился. Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского. А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба. Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся (в латинском Евангелии divisum /дивизум/) само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; если же и сатана разделится (divisus) сам в себе, то ка́к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов» (От Луки, 11:14-18). В.С. |