« НазадИСКУШАТЬ / ИСКУС / ИСКУССТВО 27.07.2023 14:31ИСКУШАТЬ / ИСКУС / ИСКУССТВО – слово не имеет прямого родства с кусать и кусок, которые восходят к древнему корню *k(ʷ)end- «отделять зубами, жевать», хотя косвенное родство, связанное с образом утоления жажды, тут есть. Большинство этимологов возводят основу ИСКУССТВА -кусить/-кушАть к иному древнему корню и иному прообразу: *ǵews- «пробовать (на вкус); испытывать; проверять». К этому корню возводят также русские слова ВКУС и ВКУШАТЬ (заметим, что, вкушая жидкую пищу, ее не разрезают зубами и не жуют); древнегреческое γεύω /геуō/ «вкушать, ощущать вкус»; английское choose /чуз/ «выбирать (по вкусу)»; латинское gustō /густО/ «отведывать, пробовать на вкус»; санскритское जुषते /джусате/ «выбирать, пробовать, испытывать чувство удовольствия». Без хорошего вкуса нет и искусства. Без желания вкушать сладкие запретные плоды нет и искушений. Беда, если вкус человека под воздействием ИСКУШЕНИЙ извращается, становится противоестественным и смертоносным для него самого: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Книга пророка Исайи, 5:20). В Евангелии Христос учит нас просить Бога об избавлении от ИСКУШЕНИЙ, которые неизбежно подбрасываются на каждом шагу жизненного пути лукавым отцом лжи: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение (в греческом исходном тексте πειρασμόν /пейрасмон/), но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь» (От Матфея, 6:9-13). Древнегреческое πειρᾰσμός /пейрасмос/ последовательно переводится в славянском и русском текстах Евангелия как ИСКУШЕНИЕ. Например: «Посему, кто думает, что он стои́т, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение (в греческом оригинале πειρᾰσμός /пейрасмос/) не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении (πειρασμῷ /пейрасмо/) даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (Первое послание к Коринфянам апостола Павла, 10:12-13). Этимологи возводят слово πειρᾰσμός «проба на вкус, проверка (на собственном опыте); искушение» к древнему корню *per- «пробовать, рисковать, дерзать». К этому же корню восходит и основа «пейрасмоса», слово πεῖρα /пейра/ «испытание, проба; опыт». Производным от этого же корня является родственный латинский термин ЭКСПЕРИМЕНТ. Эксперименты не всегда бывают удачными и безопасными. Частенько они приводят к разрушениям и гибели. После грехопадения, связанного с экспериментальным вкушением запретных плодов Древа познания, человек стал развиваться по собственной воле вопреки Божьему промыслу. Люди стали выбирать между добром и злом опытным путем («пейрой»), то есть при помощи познавательных проб (γεύω /геуō/ «вкушений запретных плодов») и ошибок, «ибо знание опытом соединяет человека с Богом (γνῶσις πείρᾳ συνάπτει τὸν ἄνϑρωπον τῷ Θεῷ /гнозис пейра синапти тон антропон то Теу/) (Аскетические слова Блаженного Диадоха, епископа Фотики, том 1, глава 9 «О знании и мудрости»). Теперь мы уже не можем жить по-Божески без выбора на основе знаний и жизненного опыта-пейры. Осознанный или неразумный выбор неизбежен на каждом шагу жизненного пути. Любой из нас ежедневно оказывается между двумя полюсами: призванием от Бога к совершенству вечной жизни и дьявольскими искушениями самоуничтожения от лукавого. «Блажен человек, который переносит искушение (в оригинале πειρασμόν /пейрасмон/), потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. В искушении (πειραζόμενος /пейразоменос/) никто не говори: Бог меня искушает (πειράζομαι /пейразомэ/); потому что Бог не искушается (ἀπείραστός /апейрастос/) злом и Сам не искушает (πειράζει /пейразей/) никого, но каждый искушается (πειράζεται /пейразитэ/), увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Послание апостола Иакова, 1: 12-15). В.С. |