На фреске «Богоявление» из собора в Сольвычегорске крещающийся в «Море Иордана» Христос изображен в окружении стаи дельфинов
В Неделю о Страшном суде обратим внимание на то, что Божий суд над народами будет вершить воскресший Логос, Иисус Христос, научивший всех людей главной молитве «Отче наш». Сын Божий по-человечески обратился к Отцу небесному от имени всех людей, знаменуя этим наши с Ним братские отношения. Старший брат Христос будет судить все народы как своих младших братьев. Пригодны ли младшие братья Христовы для возвращения к Отцу Небесному, готовы ли вечно жить в послушании Его Воле?
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев (ἀδελφῶν) Моих меньших, то сделали Мне» (От Матфея, 25:34-40).
В Евангелии воскресший Христос прямо называет послушных Его словам людей своими братьями и детьми Отца Небесного: «Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям (ἀδελφούς /адельфус/) Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (От Иоанна, 20: .
Русскому слову «братьев», «братия», «брат» в языческие времена предшествовало славянское и древнерусское братьръ «член родоплеменной общины». Это древнее слово есть и в языке индоариев санскрите: भ्रातृ /bhrātṛ/ «родственник; двоюродный брат по отцу». Было оно и в древнегреческом языке времен античности, то есть до Рождества Христова: φρά̄τηρ /фратер/, φρά̄τωρ «фратор/: «член фратрии», родственник и дружинник, входивший в особый родоплеменной союз. Антропологи определяют дохристианскую фратрию как союз нескольких племенных родов, соединившихся для общих, преимущественно культовых и обрядовых целей. Особо развиты были фратрии в тотемных культурах, основанных культе животного – духа предков и покровителя рода (например, бера-медведя: «сыновья большой медведицы» с их культом полярной звезды и млечного пути).
С началом христианской эры на смену языческой фратрии, братству сплоченного материальными и духовными потребностями временного выживания на земле, приходит филадельфия. В исходном греческом тексте Евангелия слова φρά̄τωρ /фратор/ «кровный брат» и фратрия «родоплеменной союз, связь клятвой на крови» не встречаются совсем. Вместо них применяется или слово ἀδελφῶν /адельфон/ «брат», как в приведенном выше стихе из евангелия от Матфея, или φιλαδελφίᾳ /филадельфиа/ «любовь к братии, братолюбие».
«Будьте братолюбивы (φιλαδελφίᾳ) друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Римлянам, послание апостола Павла, 12:10).
«благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего. Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь ( исходно ἐν δὲ τῇ εὐσεβείᾳ τὴν φιλαδελφίαν ἐν δὲ τῇ φιλαδελφίᾳ τὴν ἀγάπην /ин де те евсевия тин филадельфиан ин де те филадельфиа тин агаппин» (Второе послание апостола Петра, 1: 2-7).
Адельфия как духовное братство, основанное на любви всех людей друг к другу во Христе Слове Божием, в корне и по сути отличается от фратрии как языческого братства, основанного на родовых земных интересах крови и плоти. «Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья (ἀδελφοὶ /адельфэ/) Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья (ἀδελφοὶ/адельфэ/) Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья (ἀδελφοὶ /адельфэ/) Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья (ἀδελφοὶ /адельфэ/) Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат (ἀδελφὸς /адельфэ/), и сестра (ἀδελφὴ/аделфе/), и матерь» (От Матфея, 12: 46-50).
Слово ἀδελφός /adelphós/ «брат», как и однокоренное ἀδελφὴ/аделфе/ «сестра» является приставочным образованием от не менее древнего, чем фратер, греческого δελφῑ́ς /делфис/ «пребывающий в недрах или в глубине вод; дельфин». А-делфос буквально значило «вышедший из морских глубин; из недр; из утробы матери». Родственные слова «дельф(ис)» и «адельф(ос)», по данным научной этимологии, восходят к единому древнему корню *gʷelbʰ- «утроба, чрево, недра».
Дельфины были культовыми морскими животными в античной культуре греческих островов. Эти млекопитающие выживали в воде как раз благодаря своей сплоченности – фратрии. В охоте, во взаимопомощи, в обороне от хищников они всегда представляют собой единый организм, разумно действующий в общих интересах. Дельфины спасают тонущих моряков, руководствуясь тем же инстинктом морского братства – поддержать на плаву того, кто может, ослабев, захлебнуться и задохнуться. Только живут дельфины в воде – в утробе и чреве матери-земли, а не на островах. Вот их и стали почитать как тотемных животных, доставляющих души умерших людей на «счастливый остров», где Лето родила Аполлона и его сестру Артемиду. Называется этот вулканический по происхождению остров Эгейского моря «ветвенно» родственным по происхождению словом Δῆλος /делос/. Отсюда, вероятно, и название дельфов/дельфинов, связанных с культом Аполлона Дельфийского. С архетипическим образом дельфы-утробы связано и название древнего святилища Аполлона, ныне города Дельфы, в котором, согласно мифу находился «пуп земли».
А-дельф в отличие от дельфа, это уже не стадное высокоорганизованное морское животное с развитым головным мозгом, а сухопутная братская душа. Брат-адельф – это свободная и самостоятельная частица единого организма человечества, которое вышло из вод утробы земли и родилось на свет для счастливой вечной жизни в Царствии Божием.
Греки первых веков христианской эры легко приняли этот образ адельфа и филадельфии, а с ним и заповеданный Христом обряд Крещения в воде: «Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» От Иоанна, 3:4-8).
В.С.