1. Словесные корни существенных отношений.
Цель словаря – выяснение и осознание коренных первообразных представлений. Живые образные представления должны лежать в основе всех значений слов современного русского языка. Они мотивируют название предметов словами и позволяют переносить смысл из материального мира в духовный и наоборот. Помимо грамматических корней, изучаемых в школе, каждое слово имеет свои древние конкретно-образные корни. В языке эти корни уходят в глубину веков, в детство народа и всего человечества. В лексиконе носителя языка конкретно-образные представления коренятся в раннем детстве, в жизненном опыте, накопленном от двух до пяти лет. «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Лк. 18: 16). В языкознании эти первородные корни слов принято называть историко-этимологическими и, соответственно, народно-этимологическими. Историческая этимология занимается более историей заимствований слов из одних языков в другие, чем выяснением первобытных детских коренных представлений, позволяющих современному человеку образно осмыслять слова родного языка. Народной этимологией в ученом мире всерьез не занимается никто. Каждая вещь имеет в языке свое имя, в древних корнях которого скрыта ее суть. Неслучайно имена вещей в русском языке называются существительными. Корнесловные образы, сочетаясь в представлениях человека, придают именуемым вещам сущность. Благодаря словесному наименованию названные вещи начинают существовать. К примеру, слово «название» произрастает и развивает свои современные значения от трех древних корней: приставочный корень на-, основной корень –зъв- и дополнительный (суффиксальный) корень –нь-. Первый приставочный корень восходит к образу изхождения вещи изнутри наружу – появления на свет. Этот корень пробуждает представление о том, что названная вещь существует на земле, принадлежит нашему миру. Второй корень восходит к тому же образу, что и «зов, звук». «Звук, зов», в свою очередь, является этимологически однокоренным со словом «глас, голос»: в английском call (*кол) – «звать», так же, как и в шведском kalla (*кала) – «звать» этот звуковой образ звучащего колокола сохранился в похожем виде. Наконец, все эти слова: «звать, звук, голос, глас, колокол» произрастают и развивают свои современные различные значения из единого корня со словом «глагол». Образно осмыслив слово глагол, верующий человек обязательно вспомнит Священное Писание, Глас Божий и голос человеческий – Адамов. Бог сотворил мир, а Адам, исполняя волю Творца, назвал сотворенные вещи своими именами, наделив их сутью и смыслом по отношению к себе (человеку). «И рече Бог: да будет свет. И бысть свет. И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тьмою. И нарече Бог свет день, а тьму нарече нощь» (Бытие, 1: 3–5); «И созда Бог еще от земли вся звери сельные и вся птицы небесныя, и приведе я (их) ко Адаму видети, что наречет я: и всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему. И нарече Адам имена всем скотом, и всем птицам небесным, и всем зверем земным. Адаму же не обретеся помощник подобный ему» (Бытие, 2: 19–20). Для тех, кто верует в истинность Библейского повествования о сотворении мира Словом Божиим и об именовании всего живого человеческими словами Адама, становится очевидным, что каждое имя содержит в своем корнесловии ответ на вопрос об отношении человека к называемой вещи. Суть слова – это ответ на вопрос о том, насколько существенна вещь, называемая этим словом, для настоящей жизни. Предлагаемый читателю корнесловный справочник предназначен для помощи в поиске верных ответов на существенные вопросы.
2. Внутреннее слово.
В отличие от внешнего слова, имеющего свои современные значения и обозначающего общие понятия, внутреннее слово является источником конкретных личностных смыслов. Внешние слова нужны для взаимопонимания и согласования между людьми в обществе. Современная общественная жизнь управляется внешними словами, по понятиям. Внутренние слова нужны нам, чтобы не потерять себя, называть вещи своими именами, а не «по понятиям». При их помощи каждый человек осмысляет себя как новую частицу своего вечного древнего народа, как одного из неповторимых подобий Божиих. Обращаясь к внутреннему слову, коренящемуся в сердце, человек приходит в состояние богомыслия и родства с предками. Без богомысленного упорядочения внутренних слов своего лексикона человек не может познавать себя, приводить в должный порядок свои мысли, чувства и взгляды, не терять лицо и достоинство; управлять собой на жизненном пути.
Св. Василий Великий: «…Понятие слова двояко: есть слово, произносимое голосом, но по произношении исчезает в воздухе; и есть слово внутреннее, заключенное в сердцах наших…» (Избранные творения, М., 2006, с. 299). «Сердце наше есть как бы некоторый источник, а произносимое слово – как бы некоторый ручей, текущий из сего источника» (там же, с. 300).
Почему так важно с разумением припадать к корнесловному источнику конкретных образов, бьющему ключом в сердце каждого из нас? – Внутреннее слово – не просто образ, это образец человеческого отношения к вещам, унаследованный от предков и коренящийся у нас в крови.
Почему внутрисловные образцы должны быть четкими и ясными даже ребенку? – Потому что это образцы представлений, не видя которых не представляет себе, как надо себя вести по отношению к называемой вещи. Если перед строителем не ставить выверенный надежный образец того храма, который он должен возвести, сможет ли он достроить свой храм должным образом? Сочетание внутренних образцовых представлений называется словом соображение. К сожалению, в отрыве от своих корней современный человек часто слепотствует и мало что соображает. Не представляя себе, как подобает поступать, мы иногда действуем по своим, порой, очень далеким от вечной истины современным понятиям.
Чем же тот, кто все понимает без образцовых представлений хуже того, кто сначала руководствуется верными представлениями, затем во время соображает, как надо себя вести, и только после поступка понимает, что поступил правильно? – «Умная мысля приходит опосля», только вот «после драки кулаками не машут». Язык просто и ясно объясняет нам правоту последовательных и сообразительных людей: представление должно появляться в сознании перед принятием решения, а понятие – после принятия решения. Только после принятия сообразного и соответствующего решения стоит переходить от верного понимания жизненной ситуации к решительному поступку.
Почему послушные дети бывают более сообразительны и ведут себя более порядочно, чем все понимающие взрослые? Взрослые мыслят в отрыве от своих древних словесных корней – абстрактно. Их современные взгляды рассуждения способны оправдать любой непорядочный поступок, совершаемый по понятиям в духе времени: «Так принято, это модно, теперь все так поступают». Чтобы жить «как все», приходится закрывать глаза на древние представления о порядочности, восходящие к Воле Отца Небесного и традициям предков. Тот, кто не обращает внимание на корнесловные образцы представлений своего народа, обязательно станет ориентироваться в жизни нетрадиционно, забыв о приличиях и послушании старшим – хранителям культуры предков.
Почему каждая словарная статья заканчивается цитатой из Евангелия, содержащей ее ключевое слово? Потому что в истории человечества и в современной мировой культуре нет более четкого, ясного и верного образца добровольного и свободного сыновнего послушания высшей отеческой воле, чем Слово Божие, Иисус Христос.
Все выделенные жирным шрифтом и курсивом слова доступны в Словаре после наведения на них курсора.
Автор идеи корнесловного Словаря-справочника, руководитель творческого коллектива разработчиков,
к.п.н. Василий Васильевич Семенцов
1.12.2016
Санкт-Петербург