Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
Главная/Журнал/ОБ АПОСТОЛЬСКОМ СЛУЖЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.
ОБ АПОСТОЛЬСКОМ СЛУЖЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

ОБ АПОСТОЛЬСКОМ СЛУЖЕНИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ.

«Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и     говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (ἁλιεῖς ἀνθρώπων). И они тотчас, оставив сети (δίκτυα/диктуа/), последовали за Ним» (От Матфея, 4:18-20).

1. Апостольское призвание простых людей.

Слово АПОСТОЛ состоит из приставки από /aпó/, «от, по» и основы στέλλω /стелло/ «слать (кого, куда)». Буквально оно переводится с древнегреческого как «посыльный; тот, кого отсылают с поручениями». Когда Христос обратился к двум рыбакам Симону Петру и Андрею и повелел «идите за Мною», он призвал их стать его посыльными и порученцами: ловцами не рыб, а человеков. Почему эти два брата-рыбака тотчас откликнулись на призвание Христа и оставили рыбацкие сети, став Его последователями? Очевидно, Божье призвание «ловца человеков» является наивысшим, а людям свойственно стремиться к вышним.

В глубине сердца каждого воспитателя и преподавателя живет потребность откликнуться на высшее призвание Христа и стать апостолом – «ловцом человеков», а не только рыболовом, трудящимся ради пропитания и материального достатка. В современном насыщенном массовой информацией мире «войны выигрывают учителя и священники» (цитата из СМИ). На поле боя каждый воин сражается так, как он был воспитан в семье, в детском саду, в школе и в обществе. Слово учителя-воспитателя стало мощнейшим оружием в мировой войне между силами добра и зла. Ключевые апостольские глаголы каждого урока должны быть уловлены учащимися и восприняты как насущный хлеб, источник душевных сил, укрепляющих нравственное здоровье.

Если мера уловленных учениками живых слов истины является полной, значит посланный Богом учитель исполнил свое апостольское призвание. Когда должной полноты нет, учащиеся воспитанники после занятий уходят «не солоно хлебавши», «томясь душевной пустотой» и «духовной жаждою томимы».  Бывает, что повзрослевшие дети уходят душевно опустошенными и томимыми духовной жаждой не только с уроков в школе, но и из родительской семьи, из вуза. Даже из детсада в начальную школу маленький взрослеющий выпускник должен переходить воспитанным, исполненным благодати апостольского благовестия воспитателей.

Сейчас не важен тот факт, что будущих воспитателей и учителей не готовят в российских светских училищах и вузах к апостольскому служению. Важно, чтобы эти специалисты уподоблялись первым Апостолам и так же, как рыбаки Петр и Андрей, услышав сердцем свое призвание, «тотчас оставили свои сети» и последовали за Учителем Христом. Сила, которая исполняет сердца и призывает учителей к апостольскому служению на уроках – это любовь к воспитанникам во Христе: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга. Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня» (От Иоанна, 15:17-21).

Кто-то из воспитателей-педагогов может возразить: «Да я случайно попал в преподаватели. Сказано же «Нет дороги – иди в педагоги». Ну и пошел…».  Евангелие утверждает иное. Простые рыбаки в первом веке от Рождества Христова не были великими философами-фарисеями и книжниками. Они просто, не умничая, последовали призванию свыше: услышав высшее призвание, послушались; увидев воплощенное Слово Божие Иисуса Христа, последовали за Ним. Со слухом и умозрением многих просвещенных ученых книжников-фарисеев все бывает иначе: «И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас» (От Иоанна, 9:39-41).

Глаголы «идите», «сядьте», «возьмите», «запишите», «прочтите» и еще многие подобные повеления постоянно звучат в речи каждого воспитателя и учителя. Почему же дошкольники в детсадах, не говоря уже о взрослых студентах, далеко не всегда «тотчас, оставив сети» исполняют учительские повеления? Согласно Евангелию, Христос, повелевая рыбакам следовать за ним и становиться ловцами человеков, исполнял апостольское поручение и действовал не от Себя, а от имени Отца Небесного. «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (От Иоанна, 5:18-19).

Призывая простых рыбаков на апостольское служение, Иисус произнес свой глагол в повелительном наклонении «Идите за мною» от Имени Отца, и Сына, и Святого Духа, по-Божески, добровольно и послушно исполняя Волю Своего Отца. Будущие апостолы Христовы послушались Его, оставили свои сети, родителей и семьи потому, что Иисус произносил слова не только от себя, но от имени Бога Отца: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» ((От Иоанна, 5:18-19).

От чьего имени произносит свои повелевающие глаголы современный российский воспитатель и учитель, и чьей воли он ищет, внушая учащимся различные суждения? Даже если воспитатель не ставит перед собой этот вопрос, он все равно в каждом слове своих поучений исполняет волю духовного отца. Иными словами, каждый воспитатель в каждом обучающем слове, с одной стороны, улавливает внимание слушающих, а с другой, - сам служит посыльным – АПОСТОЛОМ.

Приняв и осознав свое призвание посыльного, переносящего суждения, теории и знания из учебников в умы и сердца учащихся, надо ответить для себя на самый главный вопрос: Чей же я апостол – Христов, или «13-й» из революционной поэмы Владимира Маяковского, написанной в 1913 году и переименованной в «Облако в штанах» по требованию тогдашней царской цензуры.  Третьего апостольства просто нет.

Кроме Симона и Андрея Господь в самом начале Своего служения призвал еще двух братьев-рыбаков, которые ловили рыбу вместе со своим земным отцом по имени Заведей: «И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети (в оригинале δίκτυα /диктуа/); и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (От Марка, 1:19-20).

Слово СЕТИ, в греческом оригинале «диктуа», в тексте о призвании четырех первых апостолов является ключевым. Симон и Андрей просто оставили свои ДИКТУА, а сыновья Заведеевы перестали чинить их, перестав слушаться своего отца Заведея. В современном греческом языке это евангельское слово δίκτυα стало названием компьютерных сетей интернета. Диктуа – это имя существительное множественного числа, по данным этимологов, родственное латинскому ДИКТУМ, современным русским заимствованным терминам диктант, диктатор.

Есть ли сейчас хоть один такой учитель и воспитатель, который никогда не диктовал своим ученикам и воспитанникам, что им делать, и никогда не пользовался своими диктаторскими полномочиями? – Вряд ли.  Дети на уроке шумят и плохо себя ведут? – Ничего, сейчас прикажем: «Откройте тетради, возьмите ручки и записывайте!», и через минуту все «бунтовщики» смиренно успокоятся под диктовку. Верный прием. Одна только беда: в момент закидывания своих ДИКУА-рыбацких сетей в бушующем море непослушных учеников диктующий учитель-диктатор перестает исполнять обязанности апостола Христова и быть ловцом человеков для Царства Божьего. Он(а) улавливает внимание и волю учащихся для себя, чтобы дотянуть до конца урока, не потеряв свое учительское достоинство.

Такой дидактический прием сурового профессионала директора детского садика был удачно высмеян в комедии «Джентельмены удачи»: «― Слушай мою команду! Руками ничего не трогать! Огонь не разводить! Ты выстираешь все белье, а вы... вам... вот, вам английский язык... Выучить от сих до сих. Приеду - проверю. Если не выучите - моргалы выколю, пасти порву, и как их, эти носы пооткушу. Ясно?

― А зачем нам английский?

― Посольство будем грабить!».

Даже если он(а) будет диктовать, зачитывать вслух или требовать выучить наизусть Евангельский текст, это улавливание внимания и воль детей при помощи ДИКТУМА будет не служением Богу, а хитрым порождением ехидны – подчинением детей своей воле и потребностям под видом самопожертвования ради достижения важных высоких целей и всеобщего блага. «Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (От Матфея, 3:7-10).

Латинский термин диктум восходит к древнему корню *deyḱ- «показывать, указывать» определяется учеными как «фактическая часть содержания высказывания». Диктум урока – это те основные факты, которые должен усвоить учащийся, чтобы быть успевающим.

Отношение и учителя, и воспитателя к узнаваемым и усваиваемым фактам в дидактике, основанной только на рыбацком диктуме, не учитываются. Усвоил фактические знания, содержащиеся в программе и соответствующие плану урока – отличник! Можешь по праву оставаться и до поры плавать в качестве достойной рыбки пределах диктуа: сетей образования. Как же тут быть с апостольским служением? – Ведь призванные быть посыльными у Христа Слова Божьего бывшие рыбаки апостолы именно ОТНОСЯТ и себя самих (относятся), и благовестие Евангелия, и уловленных Словом Божьим новых христиан в житницы и закрома Царства Божия, к нашему Небесному Отцу. Без отношений учителей и учащихся к фактам диктума тут не обойтись! 

К счастью для совестливых педагогов, стремящихся к апостольству Христову, в современной лингвистике и дидактике пока еще действует противопоставленный ДИКТУМУ термин, называющий человеческие отношения: МОДУС. «Модус — отношение говорящего к суждению или более широко часть высказывания, отличная от пропозиции (диктума). В каждом предложении есть два типа номинативных значений: пропозиция и модус. В пропозиции выражается суждение, а в модусе отношение» (https://ru.wikipedia.org/wiki /Модус).

Латинское слово МОДУС восходит к древнему праязыковому корню *med- «измерять, советовать, исцелять». Этимологически родственными и однокоренными являются слова МЕДИЦИНА, МОДЕРАТОР, МОДЕЛЬ. В качестве древнего латинского синонима МОДУСА как образа действия и стиля поведения словари предлагают слово ДИСЦИПЛИНА. Выяснение отношений учащихся к содержанию урока способствует возрастанию их доброй воли и исцелению душ. Для преподавателя помощь ученикам в качестве модератора является посредничеством между людьми и Богом. Выражение учительского отношения (модуса) к содержанию урока воспринимается учениками как образец исповедания веры и убеждений. 

Когда МОДУС урока, исповедуемый учителем как личное отношение к изучаемым фактам, соответствует Евангелию, все участники этого учебно-воспитательного процесса следуют своему призванию апостолов Христовых. Апостолы первых времен стали и посыльными, и дверниками для всех христиан. Когда слова учителя соответствуют евангельскому диктуму и модусу, происходит апостольское открытие Двери. Как Дверь Слово Христа является выходом из «двора овчего» и входом на духовную пажить-пастбище для воспитания в Духе Истины и последования Спасителю Христу:

«Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его» (От Иоанна, 10:1-5).

2. Словесные сети для «ловцов человеков». Соотношение диктума и модуса в педагогическом общении. 

Словесная сеть, или плетение словес учителя в общении с учащимися, основывается на диктуме - теме урока. Латинский термин диктум, заимствован римлянами у древних греков (см. первую часть: δίκτυα /диктуа/ «рыбацкие сети»). Знаменитое императорское, или, попросту, императивное (повелительное) римское восклицание Dixi! «Я сказал!» представляет собой основу, которую диктатор устанавливает для мышления своих подчиненных.  Диктум, диктуемый учителем как тема урока, отвечает на вопросы: «Что будет сообщаться? О чем идет речь?». Он не подлежит обсуждению, а просто повелевает и указывает учащимся, на что они должны направить потоки своего мышления и речи.

Словесный модус урока подобен течению нити утка, снующей между нитями основы на станине ткацкого станка во время ткачества – плетения словесного текста. Модус отвечает на вопрос «Как я отношусь к содержанию собственных высказываний (диктуму)?». Он неразрывен с диктумом и является неотъемлемой частью любого плетения словес, то есть словесных сетей, в которые учитель пытается уловить умы и сердца своих учеников.

Диктум еще называют объективным содержанием урока, программной информацией, учебным материалом, набором фактов, которые необходимо усвоить перед экзаменом. Сказал «Выучить от сих до сих» - «Dixi!». На этом программном диктате строится вся вертикальная власть внутри Сети (по-гречески Диктуа) государственного образования. 

В популярной песне исполнительницы шансона Елены Ваенги точно определено соотношение диктума и модуса высказываний учителя-воспитателя в восприятии учащихся:

Да не важно, что ты сказал,

Ведь не важно что, а как,

Я тебя услышала, я поняла,

Да и ты далеко не дурак. (https://tekst-pesni.online/elena-vaenga-kuryu/).

Как же должен произносить слова, обращенные к учащимся тот воспитатель и учитель, который исполняет апостольский долг перед Богом и людьми? Ответ есть в Евангелии:

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты (в церковнославянском тексте целы (не двоедушны и не двусмысленны), как голуби» (От Матфея, 10:16).

В.С.

Видео материалы с конференции беседы Василия Васильевича Семенцова с педагогами 30 мая 2023. Во встрече принимали участие педагоги пос. Борисоглебский Ярославской области, Ярославля, Ростова, Углича, Переславля Залесского, Санкт-Петербурга и Алтайского края.

1 часть https://disk.yandex.ru/i/W9L4W46TfM6UXw

2 часть https://disk.yandex.ru/i/yaLvLkB92cpP4w

3 часть https://disk.yandex.ru/i/GCeGtQXxaF_8qQ

Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена