Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
Главная/Журнал/СКАЗОЧНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ. ЗРИТЕЛЬСКИЙ ОТКЛИК НА ДЕТСКИЙ ФИЛЬМ-СКАЗКУ «ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ»

«Собирайся, Ванюша! Будет, точно, нескучно. Все не то, чем кажется…»

«И если свет не мил, смотри, какой вокруг мир: тут все, как ты просил!».

Слова песни из фильма «Последний богатырь»

Так уж повелось, что вся нечисть на Руси начинает с особым усердием охотиться за братцами Иванушками и сестрицами Аленушками в канун Рождества Христова. В новогодние праздники батюшки с матушками сперва по ярмаркам да по базарам путешествуют, потом за столом трудятся, а уж первого-то января им совсем невмоготу за детками приглядывать. Остается только на телевизор да на компьютер надеяться: может, хоть на этот вечер досмотрят да позаботятся, чтоб Иванушка не упивался из нового козлиного копытца под сладким и манящим названием Белогорье.

«Побежала мышка-мать,

Стала кошку в няньки звать:

- Приходи к нам, тетя кошка,

Hашу детку покачать».

Кстати, время и место для ловли Иванушек и превращения их в жареных козлят на пиру у нечисти выбрано самое подходящее: на канале «Россия» в прайм-тайм: 20 часов 30 минут 1 января 2018 года. В аккурат вместо «Спокойной ночи, малыши!». Детки, уставшие от родительской загульной недопеки, наверняка в это время будут скучать и маяться от жажды приключений, волшебства и чудесных подвигов. Так что охота у подзаборного оборотня-волхва Светозара и его подельников Кащея с Бабой –Ягой должна получиться удачная. Добыча в виде детских симпатий к Кощею, Бабе Яге и Водяному будет рекордная, глобальная и революционная вполне. Не зря же лучший друг наших подрастающих Иванушек с Аленушками «ООО Уолт Дисней компани СНГ» так потратился, да еще и продюсеров «нашего» крутейшего и новейшего кинобизнеса таинствам своей кинословной магии обучил.

Может и не стоило бы писать об этом кинохите, то есть, в переводе на русский язык, киноударе по русским сказкам и детской психике. Откликов на свой шедевр у творческой группы «Последнего богатыря» и так предостаточно. Точно, не стоило бы на восхваление и любование нечистью внимание обращать, если бы не одно явно случайное и незапланированное телевизионщиками и кинопрокатчиками совпадение. Фильм – насмешка над русским легендарным богатырем Ильей Муромцем вышел как раз 1 января – в День памяти святого преподобного Ильи Муромца, Печерского монаха, захороненного в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры в 1188 году. В этот день Русская православная церковь, поминая преподобного богатыря Илью, уже много веков славословит его:

«Воеводе сил земли Русския, воину Царя Христа и заступнику Руси Святой, славному во бранех и неодолимому в ратех, дивному богатырю Илии Муромцу песнь хвалебную воспоем, да заступит и ныне нас, зовущих: Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.

Возсия тогда звезда светозарная во граде Киеве ясный молодец богатырь Илия Муромец, на устрашение нечестивых, жестокосердых на попрание, земли Русской на прославление Богом данный, Радуйся, силы вражия благодатное одоление; радуйся, народа православнаго возвышение». 

– Из текста акафиста преподобному и дивному богатырю Илии Муромцу, как, впрочем, и из русских древних былин и сказаний об этом святом, следует, что он был крещеным православным христианином, успешно боровшимся как с духовной нечистью, так и с погаными захватчиками Земли Русской. В «Последнем богатыре» все наоборот: по воле креативных сценаристов и режиссеров беспомощный язычник Илья мгновенно каменеет от чар всесильной Варвары, гражданской жены своего главного врага (?!) Добрыни. В начале фильма он предстает перед зрителями в виде каменного идола, установленного в центре главного капища богатырей – дворца их князя Добрыни и его жены Варвары. Сразу надо признать, что славному былинному богатырю Добрыне Никитичу, соратнику и помощнику Ильи во многих богатырских сказаниях Святой Руси, этому воплощению Добра, в этом фильме досталось гораздо больше грязной лжи и дурной славы, чем Илье Муромцу. Он и коварный лицемер, и главный узурпатор власти в стране, воцарившийся и сживший со свету всех русских богатырей при помощи все той же всемогущей ведьмы Варвары, которая в совершенстве владеет всеми чудесами современной компьютерной электротехники. Это о нем в начале фильма, ловко переписывающего и извращающего все русские былины о богатырях, говорит главный спаситель и благодетель Белогорья (читай, Русского мира) Кощей бессмертный: 

«Тысячу лет я правил Белогорьем, пока не появились защитнички людские – богатыри. В тяжелой битве богатыри одолели меня и отняли меч-кладенец. Чтобы не искушать себя силой меча, богатыри разделили силу и бессмертие. На меч заклятье наложили. Илья спрятал его. Добрыня кристалл схоронил, а меня заточили здесь. … Все равно с рассветом тебе (то есть сыну Ильи Муромца, Ивану, перенесенному из нашего мира в Белогорье магией Светозара) или голову отрубят, или в камень обратят: у нас же в Белогорье ДОБРО ПОБЕДИЛО». 

Ну как тут юному зрителю не пожалеть бедного Кащеюшку-сиротинушку, разрубленного на части и заточенного по частям в страшном подземелье, после того, как у него отобрали и магический кристалл, и меч-кладенец. Особо пафосной в этом фильме получилась финальная сцена героического самопожертвования Кащея ради спасения человечества от распоясавшегося Добра (сам Добрыня к концу фильма по воле наших новых киномифологов уж совсем нелюдью и нежитью стал – смотреть страшно). Кащей мужественно разрушает магический кристалл, тем самым обращая в прах и пыль и Добрыню, и себя самого – одной гранатой и себя, и главного плохиша подорвал! Сцена получилась, прямо-таки эпическая и эпохальная:

Добрыня (глядя на магический кристалл в виде, конечно же, черепа в руке Кащея):

- Ну и что ты собираешься с этим делать?

Кощей (с кристаллом-черепом в левой руке и мечом-кладенцом в правой):

- А что бы ТЫ сделал? Ведь мы теперь так похожи (в смысле – оба бессмертны. Выражение лица у Кащея в этом кадре самое самоотверженное –в духе шедевров соцреализма или Индианы Джонса).

Добрыня:

- Значит, сумеем договориться.

Кащей:

- А ты не забыл, что твоя смерть — вот тут, у меня в руке?

Добрыня:

- Она и твоя смерть тоже (мерзко и трусливо хихикая). Хочешь, ты будешь хранить, хочешь – я. Нам, бессмертным, делить нечего. МИР БОЛЬШОЙ. Разойдемся. Щас я только одно дело доделаю (Замахивается холодным оружием, чтобы окончательно зарубить лежачего на обеих лопатках бедного и жалкого малыша Иванушку).

Кащей (с состраданием глядя на гибнущего Ивана и с укором – на лиходея и детоубийцу Добрыню):

- Добрынь, ты это … не серчай! (замахивается мечом, чтобы разрубить череп-кристалл. – Сам погибает, а товарища Иванушку из Московской тусовки 21 века выручает) … 

Вот оно, засилье-то богатырское: сами себе не доверяют, друг друга в камни обращают, потомков своих – юных Иванушек из Москвы 21 века вместе с Кащеем в подземельях на цепи держат, а потом еще и зарубить норовят. Все ясно: временно победившее добро – это главная беда и проблема нового русского Белогорья. Единственной надеждой на спасение от богатырского беспредела становится злая нечисть, которую надо срочно освобождать и перетаскивать из сказочного Белогорья в наш реальный мир 21 века. Что-то уж больно знакомая сказка получается: тут и алхимический волшебный кристалл (он же философский камень средневековых гностических магов и чародеев), и Экскалибур короля Артура (он же меч-кладенец), до сих успешно использующийся в ритуалах масонских мистерий и посвящений в «рыцари» с претензией на управление человечеством.

Не оставляет никаких сомнений в голливудском происхождении фильма и финальная сцена борьбы добра со злом:

В начале сцены самопожертвования благородного Кащея, спасающего мир от добра, выходит заминка в духе американских боевиков: самая мужественная и ловкая из всех враждующих боевиков Варвара метким броском боевого топора отсекает руку Кащея, держащую кристалл-череп. Рука летит под ноги Добрыне. Он наступает на отрубленную руку (садист этакий!), чтобы без помех добить Ивана и потом уж заняться Кащеем. Дело худо, но тут Иван достает из широкой штанины припрятанную иглу, на конце которой в русских сказках была бы смерть Кащея, а в «Последнем богатыре» - проблема для Добрыни. Он больно вонзает иголку в Добрынину лодыжку. Добрыня рефлекторно отдергивает ногу от Кащеевой отрубленной руки. Героический Кащей силой мысли заставляет свою руку бросить ему кристаллический черепок, на лету разбивает его метким ударом меча-кладенца и: Ура! Добрыня рассыпается в тот же прах, что и покусившийся на Святой грааль эсэсовский генерал в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989). Приемчик старый, но надежный: все радуются безоговорочной победе героического зла над коварным добром.

Впрочем, диснеевский взгляд на наших былинных богатырей, при котором «Все не то, чем кажется», выдает себя уже с первых кадров этого хитового блокбастера, сляпанного на голливудских задворках. Загнанный ведьмой-совой Варварой богатырь Алеша Попович, оказывается легкой добычей ее колдовских чар:

«- Алеша Попович был последним. Не думала, что будет так легко».

– Сразу видно, что слабовато эти сочинители новых сказок в стиле «а ля рюс» разбираются в нашей культуре и сказочной мифологии. Ведь Алеша назван в народе Поповичем потому, что он сын попа, то есть православного священника. Значит и сам он, наверняка, крещеный православный христианин, а не язычник. А какой же он Попович и православный богатырь, если при виде ведьминой лазерной указки и испущенного из ее очаровательных уст летучего компьютерного вируса даже не перекрестился, а наоборот – раскрыв рот, проглотил вирус, сразу заразился и зачихал смертным чихом? То же самое и о Добрыне надо сказать: ведь в русских былинах он и Илья Муромец, померившись силами, становятся «крестными братьями», то есть братьями во Христе.

Если бы поганой нечисти было так легко наших православных богатырей в камни превращать, давно бы уже весь русский народ как в диснеевском Белогорье, так и в реальной международной политике был бы на самом дне морском под обрывом похоронен. Видно, очень уж заказчикам и создателям «Последнего богатыря» этого хочется. Ну хоть в мечтах и в неоязыческих чернокнижных сказках про злое добро и «добрую» нечистую силу представить такую победу над богатырскими силами и Святой Русью, хранящей веру православную вопреки усилиям своих доброжелательных врагов. Даже песенку хитовую про это сочинили: «И если свет не мил, смотри, какой вокруг мир: тут все, как ты просил!».

Василий Семенцов

01.01.2018, Санкт-Петербург

Последний богатырь

Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена