«Собирайся, Ванюша! Будет, точно, нескучно. Все не то, чем кажется…»
«И если свет не мил, смотри, какой вокруг мир: тут все, как ты просил!».
Слова песни из фильма «Последний богатырь»
Так уж повелось, что вся нечисть на Руси начинает с особым усердием охотиться за братцами Иванушками и сестрицами Аленушками в канун Рождества Христова. В новогодние праздники батюшки с матушками сперва по ярмаркам да по базарам путешествуют, потом за столом трудятся, а уж первого-то января им совсем невмоготу за детками приглядывать. Остается только на телевизор да на компьютер надеяться: может, хоть на этот вечер досмотрят да позаботятся, чтоб Иванушка не упивался из нового козлиного копытца под сладким и манящим названием Белогорье.
«Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя кошка,
Hашу детку покачать».
Кстати, время и место для ловли Иванушек и превращения их в жареных козлят на пиру у нечисти выбрано самое подходящее: на канале «Россия» в прайм-тайм: 20 часов 30 минут 1 января 2018 года. В аккурат вместо «Спокойной ночи, малыши!». Детки, уставшие от родительской загульной недопеки, наверняка в это время будут скучать и маяться от жажды приключений, волшебства и чудесных подвигов. Так что охота у подзаборного оборотня-волхва Светозара и его подельников Кащея с Бабой –Ягой должна получиться удачная. Добыча в виде детских симпатий к Кощею, Бабе Яге и Водяному будет рекордная, глобальная и революционная вполне. Не зря же лучший друг наших подрастающих Иванушек с Аленушками «ООО Уолт Дисней компани СНГ» так потратился, да еще и продюсеров «нашего» крутейшего и новейшего кинобизнеса таинствам своей кинословной магии обучил.
Может и не стоило бы писать об этом кинохите, то есть, в переводе на русский язык, киноударе по русским сказкам и детской психике. Откликов на свой шедевр у творческой группы «Последнего богатыря» и так предостаточно. Точно, не стоило бы на восхваление и любование нечистью внимание обращать, если бы не одно явно случайное и незапланированное телевизионщиками и кинопрокатчиками совпадение. Фильм – насмешка над русским легендарным богатырем Ильей Муромцем вышел как раз 1 января – в День памяти святого преподобного Ильи Муромца, Печерского монаха, захороненного в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры в 1188 году. В этот день Русская православная церковь, поминая преподобного богатыря Илью, уже много веков славословит его:
«Воеводе сил земли Русския, воину Царя Христа и заступнику Руси Святой, славному во бранех и неодолимому в ратех, дивному богатырю Илии Муромцу песнь хвалебную воспоем, да заступит и ныне нас, зовущих: Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче.
Возсия тогда звезда светозарная во граде Киеве — ясный молодец богатырь Илия Муромец, на устрашение нечестивых, жестокосердых на попрание, земли Русской на прославление Богом данный, … Радуйся, силы вражия благодатное одоление; радуйся, народа православнаго возвышение».
– Из текста акафиста преподобному и дивному богатырю Илии Муромцу, как, впрочем, и из русских древних былин и сказаний об этом святом, следует, что он был крещеным православным христианином, успешно боровшимся как с духовной нечистью, так и с погаными захватчиками Земли Русской. В «Последнем богатыре» все наоборот: по воле креативных сценаристов и режиссеров беспомощный язычник Илья мгновенно каменеет от чар всесильной Варвары, гражданской жены своего главного врага (?!) Добрыни. В начале фильма он предстает перед зрителями в виде каменного идола, установленного в центре главного капища богатырей – дворца их князя Добрыни и его жены Варвары. Сразу надо признать, что славному былинному богатырю Добрыне Никитичу, соратнику и помощнику Ильи во многих богатырских сказаниях Святой Руси, этому воплощению Добра, в этом фильме досталось гораздо больше грязной лжи и дурной славы, чем Илье Муромцу. Он и коварный лицемер, и главный узурпатор власти в стране, воцарившийся и сживший со свету всех русских богатырей при помощи все той же всемогущей ведьмы Варвары, которая в совершенстве владеет всеми чудесами современной компьютерной электротехники. Это о нем в начале фильма, ловко переписывающего и извращающего все русские былины о богатырях, говорит главный спаситель и благодетель Белогорья (читай, Русского мира) Кощей бессмертный:
«Тысячу лет я правил Белогорьем, пока не появились защитнички людские – богатыри. В тяжелой битве богатыри одолели меня и отняли меч-кладенец. Чтобы не искушать себя силой меча, богатыри разделили силу и бессмертие. На меч заклятье наложили. Илья спрятал его. Добрыня кристалл схоронил, а меня заточили здесь. … Все равно с рассветом тебе (то есть сыну Ильи Муромца, Ивану, перенесенному из нашего мира в Белогорье магией Светозара) или голову отрубят, или в камень обратят: у нас же в Белогорье ДОБРО ПОБЕДИЛО».
Ну как тут юному зрителю не пожалеть бедного Кащеюшку-сиротинушку, разрубленного на части и заточенного по частям в страшном подземелье, после того, как у него отобрали и магический кристалл, и меч-кладенец. Особо пафосной в этом фильме получилась финальная сцена героического самопожертвования Кащея ради спасения человечества от распоясавшегося Добра (сам Добрыня к концу фильма по воле наших новых киномифологов уж совсем нелюдью и нежитью стал – смотреть страшно). Кащей мужественно разрушает магический кристалл, тем самым обращая в прах и пыль и Добрыню, и себя самого – одной гранатой и себя, и главного плохиша подорвал! Сцена получилась, прямо-таки эпическая и эпохальная:
Добрыня (глядя на магический кристалл в виде, конечно же, черепа в руке Кащея):
- Ну и что ты собираешься с этим делать?
Кощей (с кристаллом-черепом в левой руке и мечом-кладенцом в правой):
- А что бы ТЫ сделал? Ведь мы теперь так похожи (в смысле – оба бессмертны. Выражение лица у Кащея в этом кадре самое самоотверженное –в духе шедевров соцреализма или Индианы Джонса).
Добрыня:
- Значит, сумеем договориться.
Кащей:
- А ты не забыл, что твоя смерть — вот тут, у меня в руке?
Добрыня:
- Она и твоя смерть тоже (мерзко и трусливо хихикая). Хочешь, ты будешь хранить, хочешь – я. Нам, бессмертным, делить нечего. МИР БОЛЬШОЙ. Разойдемся. Щас я только одно дело доделаю (Замахивается холодным оружием, чтобы окончательно зарубить лежачего на обеих лопатках бедного и жалкого малыша Иванушку).
Кащей (с состраданием глядя на гибнущего Ивана и с укором – на лиходея и детоубийцу Добрыню):
- Добрынь, ты это … не серчай! (замахивается мечом, чтобы разрубить череп-кристалл. – Сам погибает, а товарища Иванушку из Московской тусовки 21 века выручает) …
Вот оно, засилье-то богатырское: сами себе не доверяют, друг друга в камни обращают, потомков своих – юных Иванушек из Москвы 21 века вместе с Кащеем в подземельях на цепи держат, а потом еще и зарубить норовят. Все ясно: временно победившее добро – это главная беда и проблема нового русского Белогорья. Единственной надеждой на спасение от богатырского беспредела становится злая нечисть, которую надо срочно освобождать и перетаскивать из сказочного Белогорья в наш реальный мир 21 века. Что-то уж больно знакомая сказка получается: тут и алхимический волшебный кристалл (он же философский камень средневековых гностических магов и чародеев), и Экскалибур короля Артура (он же меч-кладенец), до сих успешно использующийся в ритуалах масонских мистерий и посвящений в «рыцари» с претензией на управление человечеством.
Не оставляет никаких сомнений в голливудском происхождении фильма и финальная сцена борьбы добра со злом:
В начале сцены самопожертвования благородного Кащея, спасающего мир от добра, выходит заминка в духе американских боевиков: самая мужественная и ловкая из всех враждующих боевиков Варвара метким броском боевого топора отсекает руку Кащея, держащую кристалл-череп. Рука летит под ноги Добрыне. Он наступает на отрубленную руку (садист этакий!), чтобы без помех добить Ивана и потом уж заняться Кащеем. Дело худо, но тут Иван достает из широкой штанины припрятанную иглу, на конце которой в русских сказках была бы смерть Кащея, а в «Последнем богатыре» - проблема для Добрыни. Он больно вонзает иголку в Добрынину лодыжку. Добрыня рефлекторно отдергивает ногу от Кащеевой отрубленной руки. Героический Кащей силой мысли заставляет свою руку бросить ему кристаллический черепок, на лету разбивает его метким ударом меча-кладенца и: Ура! Добрыня рассыпается в тот же прах, что и покусившийся на Святой грааль эсэсовский генерал в фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход» (1989). Приемчик старый, но надежный: все радуются безоговорочной победе героического зла над коварным добром.
Впрочем, диснеевский взгляд на наших былинных богатырей, при котором «Все не то, чем кажется», выдает себя уже с первых кадров этого хитового блокбастера, сляпанного на голливудских задворках. Загнанный ведьмой-совой Варварой богатырь Алеша Попович, оказывается легкой добычей ее колдовских чар:
«- Алеша Попович был последним. Не думала, что будет так легко».
– Сразу видно, что слабовато эти сочинители новых сказок в стиле «а ля рюс» разбираются в нашей культуре и сказочной мифологии. Ведь Алеша назван в народе Поповичем потому, что он сын попа, то есть православного священника. Значит и сам он, наверняка, крещеный православный христианин, а не язычник. А какой же он Попович и православный богатырь, если при виде ведьминой лазерной указки и испущенного из ее очаровательных уст летучего компьютерного вируса даже не перекрестился, а наоборот – раскрыв рот, проглотил вирус, сразу заразился и зачихал смертным чихом? То же самое и о Добрыне надо сказать: ведь в русских былинах он и Илья Муромец, померившись силами, становятся «крестными братьями», то есть братьями во Христе.
Если бы поганой нечисти было так легко наших православных богатырей в камни превращать, давно бы уже весь русский народ как в диснеевском Белогорье, так и в реальной международной политике был бы на самом дне морском под обрывом похоронен. Видно, очень уж заказчикам и создателям «Последнего богатыря» этого хочется. Ну хоть в мечтах и в неоязыческих чернокнижных сказках про злое добро и «добрую» нечистую силу представить такую победу над богатырскими силами и Святой Русью, хранящей веру православную вопреки усилиям своих доброжелательных врагов. Даже песенку хитовую про это сочинили: «И если свет не мил, смотри, какой вокруг мир: тут все, как ты просил!».
Василий Семенцов
01.01.2018, Санкт-Петербург