Немка по крови и лютеранка по вероисповеданию, 1891 году Елисавета Феодоровна стала православным русским человеком, целью жизни которого является обожение. В ноябре 1981 года она была прославлена в лике святых сначала зарубежной, а затем и всей Русской православной церкви.
Слово «немка, немец» происходит от древнего корня *nem- «брать, распределять». От корня *nem- по данным ученых-этимологов произошло также древнегреческое слово νόμος /номос/ «закон». Корнесловно НЕМЕЦ – это человек, который называет вещи по-своему, придавая древним словам предков свои современные значения. Он устанавливает в вещественном мире свои новые законы, по-своему определяет предназначение и избирает будущую судьбу всего названного. Суффикс «-ец» придает этому слову значение «активный делатель, воздействующий».
Получается, что НЕМЕЦ – это человек, который устанавливает в вещественном мире те обычаи, нормы и законы, которые соответствуют его философии и воле. Олицетворением немецкого духа является языческий идол мести Немезида (слово, происходящее от корня *nem-) – божество, «карающее за нарушение общественных и нравственных порядков. Наиболее близким по внутренней образности к НЕМЕЦ является древнегреческое слово νομοθέτης /номофетис/ «законодатель». Принятое в России противопоставление «свои» - «немцы» (чужие) по сути означает «живущие согласно Закону Божьему» - «критики Закона, законодатели нового миропорядка».
Может быть, неслучайно отцами-законодателями мод в современной философии, политэкономии и социологии являются именно немецкие философы, породившие кантианство, гегельянство, ницшеанство, марксизм, социализм, коммунизм, неопозитивизм и еще множество подобных направлений революционного критического мышления.
Сейчас уже нельзя закрывать глаза на нарастающее в современном мире противостояние спасительного русского православного мировоззрения и основанного на немецком протестантизме губительного неопозитивизма, атеизма и воинствующего материализма. Быть немцем по отношению к своему Отечеству – значит переименовывать названные православными предками вещи на иностранный манер; рассуждать, руководствуясь не отеческой и братской любовью, а чужими абстрактными философскими категориями и концепциями. В современных условиях массового заражения русского секулярного светского общества духовной неметчиной светлый образец преподобномученицы Елисаветы крайне важен и необходим, поскольку «что русскому хорошо, то немцу –смерть».
Исцелившись от лютеранства и став русской по духу монахиней и преподобномученицей Елисавета Феодоровна явила собой образец послушания Христу, призывающему всех законников-«немцев» к истинной любви:
«И один из них, законник (νομικὸς /номикос/, корнесловно «немец»), искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе (νόμῳ/номо/)? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон (νόμος /номос/) и пророки» (От Матфея, 22:35-39).
После того, как 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, великая княгиня перешла в Православие и приняла имя Елисавета, она во множестве своих поступков явила миру великий образец христианской любви к людям. Движимая любовью Христовой, она могла противоречить в своих поступках тогдашним общественным и государственным законам и нормам, но всегда неукоснительно исполняла Закон Божий, предписывающий любить всех, даже и врагов. Например, закон тогда предписывал смертную казнь террористам, убивавшим первых лиц страны, но после беседы в тюремной камере с Каляевым Елисавета Феодоровна не только простила и благословила его подаренным Евангелием, но и обратилась к императору с ходатайством о помиловании этого убийцы своего мужа. После того, как, стоя на коленях она собирала разбросанные по мостовой куски разорванного тела своего супруга, она не ожесточилась, не стала Немезидой, а наоборот: с Божьей помощью одержала победу над злобой и ненавистью мира сего. То же произошло и в заброшенной шахте под Алапаевском, из глубины которой по свидетельствам очевидцев после казни еще слышались молитвы не сразу умерших жертв, а на ране тела великого князя Иоанна Константиновича была найдена повязка, сделанная из части собственного облачения такой же израненной и умиравшей Елисаветой Феодоровной. Не это ли высшее проявление русского духа и истинного братолюбия, свойственного православному народу Святой Руси?
Особо важным для современного российского общества и государства является также образец созданной в 1890 году под руководством великой княгини Елисаветы женской учительской семинарии в арабском селении Бейт Джала в 10 километрах от Иерусалима. Она была создана по примеру ранее открытой мужской учительской семинарии. Там готовили учительниц начальных школ для Палестины и Сирии. Преподавание в семинарии велось только на русском языке. Выпускницы семинарии преподавали Закон Божий, арабский язык, арифметику, географию, историю и ремёсла, а также русский язык. Надо сказать, что это учебное заведение Императорского Палестинского общества для России тогда было не ново. В Санкт-Петербурге Учительская семинария была основана в 1786 году, а в Москве – в 1779. Позже из них выросли мощные педагогические институты и университеты, которые, к сожалению, к 20 веку обрели более немецкую, чем русскую православную направленность.
Сегодня в России проживает большое число иммигрантов из стран Средней Азии. На Ближнем Востоке Россия ведет активную миротворческую благотворительную деятельность. Готовим ли мы православных учителей для детей из семей иммигрантов, для сирийских христианских и иных арабских семей? –Даже и для своих воскресных приходских школ и для семейных групп российских учащихся и то не готовим. Русских православных учительских семинарий у вселенской Русской Православной Церкви просто нет. Надеемся на немецкие образцы школярства, стандартизации и формализации. Кстати надо заметить, что слова ШКОЛА, ШКОЛЯР и ШКОЛИТЬ пришли в русский язык из немецкого –на основе традиций тамошних полувоенных Schule. Семинария же происходит от иного корнесловного образца: латинское seminarium «рассадник» - того же корня, что и СЕМЯ. Что посеем, то и пожнем. Если не создавать сегодня в епархиях и в благочиниях Учительских семинарий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации православных учителей-миссионеров, способных качественно преподавать учебные предметы в семейных группах, целые поколения детей НЕМЦАМИ по духу могут вырасти!
Несмотря на тяжелейшие и трагические обстоятельства своей жизни и служения, Елисавета Феодоровна всегда находила средства, силы и время для заботы о православном образовании и о подготовке будущих учительниц хотя бы для начальных школ. В качестве примера такой деятельности в заключение этой записки размещаю памятный оттиск Свидетельства об окончании одной из школ Палестинского общества, которое возглавляла велика княгиня Елисавета: