Журнал "Глаголъ"

ДУХ ПРАЗДНОСТИ, УНЫНИЯ, ЛЮБОНАЧАЛИЯ И ПРАЗДНОСЛОВИЯ НЕ ДАЖДЬ МИ! читать дальше
ДУХ ПРАЗДНОСТИ, УНЫНИЯ, ЛЮБОНАЧАЛИЯ И ПРАЗДНОСЛОВИЯ НЕ ДАЖДЬ МИ!

Когда мы молимся о том, чтобы Господь не дал нечистому духу завладеть нашими душами, важно прислушаться не только к освященному веками молитв святых отцов славянскому переводу молитвы преподобного Ефрема Сирина, который жил в четвертом веке. В изначальном древнегреческом тексте этой молитвы святой Ефрем просит Господа (Кирие) и Владыку (Деспота) его жизни (зоис) об избавлении от нечистого духа, который вселяет в душу сразу четыре связанные друг с другом злые напасти. «Пневма аргиас, периаргиас, филархиас, кэ аргологиас ми ми дос». 

ПОЧЕМУ Я НЕ СМОГ ПОМОЧЬ ЭГОЦЕНТРИСТУ? (ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАМЕТКИ «ЕДИНЫЙ ОТ НАС»). читать дальше
ПОЧЕМУ Я НЕ СМОГ ПОМОЧЬ ЭГОЦЕНТРИСТУ? (ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАМЕТКИ «ЕДИНЫЙ ОТ НАС»).

Когда, Державин написал оду «Бог», ему было чуть более сорока лет. В свои 64 я совершенно уверен в правоте и гениальности приведенных в эпиграфе строк: лучшего определения человеческого «Я» так никто с тех и не дал в истории мировой науки и культуры. Это удивительно корнесловно точное определение! 

«ЕДИНЫЙ ОТ НАС» (Книга Бытия, 3:22) читать дальше
«ЕДИНЫЙ ОТ НАС» (Книга Бытия, 3:22)

Меня озадачили эти слова: «один из Нас», в древнегреческом тексте Библии εἷς ἐξ ἡμῶν /эйс экс имон/, в церковнославянском «единый от Нас». Бог един – это первая из десяти Заповедей, данных Моисею. Многобожие свойственно только языческим культам. Почему же тогда «один от Нас»? 

КОГДА МЫ СЛЫШИМ СЛОВА СОВЕСТЬ, СОЗНАНИЕ читать дальше

 Когда мы слышим слова СОВЕСТЬ, СОЗНАНИЕ, с каждым из них возникает свой ассоциативный ряд. Мы эти слова ВООБРАЖАЕМ, то есть представляем некие образы. Ассоциативный ряд может включать образы конкретно-предметного содержания, душевного и высшего – духовного, за которыми сокрыты образцы – иконы.

СОВЕСТЬ И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ читать дальше

О существенных корнесловных различиях двух имен и понятий.

В этой статье журнала словаря «Глаголъ» будет продолжено сопоставление тех словарных статей, которые по отдельности не вызывают у пользователей нашего словаря особого интереса. Причину редкого посещения страниц отдельных СОВЕСТЬ и СОЗНАНИЕ я вижу в том, что внутренняя форма каждого из этих слов кажется читателю очевидной и ясной и без обращения к этимологическим корням. Чтобы сразу уяснить ошибочность такого поверхностного взгляда, зададимся вопросом:

Почему в русском языке, то есть в представлениях русского народа, есть устойчивое словосочетание ДОБРАЯ СОВЕСТЬ, но нет устойчивого сочетания *«ДОБРОЕ СОЗНАНИЕ», или * «ДОБРАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ» (кавычки и звездочки здесь указывают на ненормативность, неприемлемость для живого славянорусского языка этих грамматически, фонетически и морфологически правильных словосочетаний). Есть сложносоставные имена прилагательные ОСТРОУМНЫЙ/ТУПОУМНЫЙ, но отсутствуют и совершенно недопустимы прилагательные * «ОСТРОСОВЕСТНЫЙ» или * «ТУПОСОВЕСТНЫЙ». Народ, хранящий в своем мировоззрении живые образные представления о совести и сознании, по-прежнему зрит в корень и отвергает кажущуюся тождественность этих разнокоренных и различных по своей вечной сути современных слов и понятий.