Санкт-Петербург – Царское Село.
Следите за нами:
Читать словарь
"...ПОНЯТИЕ СЛОВА ДВОЯКО:
ЕСТЬ СЛОВО, ПРОИЗНОСИМОЕ ГОЛОСОМ,
НО ПО ПРОИЗНОШЕНИИ ИСЧЕЗАЕТ В ВОЗДУХЕ;
И ЕСТЬ СЛОВО ВНУТРЕННЕЕ,
ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕРДЦАХ НАШИХ…»

СВ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
65132402
Главная/Журнал
«ЕДИНЫЙ ОТ НАС» (Книга Бытия, 3:22) читать дальше
«ЕДИНЫЙ ОТ НАС» (Книга Бытия, 3:22)

Меня озадачили эти слова: «один из Нас», в древнегреческом тексте Библии εἷς ἐξ ἡμῶν /эйс экс имон/, в церковнославянском «единый от Нас». Бог един – это первая из десяти Заповедей, данных Моисею. Многобожие свойственно только языческим культам. Почему же тогда «один от Нас»? 

КОГДА МЫ СЛЫШИМ СЛОВА СОВЕСТЬ, СОЗНАНИЕ читать дальше

 Когда мы слышим слова СОВЕСТЬ, СОЗНАНИЕ, с каждым из них возникает свой ассоциативный ряд. Мы эти слова ВООБРАЖАЕМ, то есть представляем некие образы. Ассоциативный ряд может включать образы конкретно-предметного содержания, душевного и высшего – духовного, за которыми сокрыты образцы – иконы.

СОВЕСТЬ И СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ читать дальше

О существенных корнесловных различиях двух имен и понятий.

В этой статье журнала словаря «Глаголъ» будет продолжено сопоставление тех словарных статей, которые по отдельности не вызывают у пользователей нашего словаря особого интереса. Причину редкого посещения страниц отдельных СОВЕСТЬ и СОЗНАНИЕ я вижу в том, что внутренняя форма каждого из этих слов кажется читателю очевидной и ясной и без обращения к этимологическим корням. Чтобы сразу уяснить ошибочность такого поверхностного взгляда, зададимся вопросом:

Почему в русском языке, то есть в представлениях русского народа, есть устойчивое словосочетание ДОБРАЯ СОВЕСТЬ, но нет устойчивого сочетания *«ДОБРОЕ СОЗНАНИЕ», или * «ДОБРАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ» (кавычки и звездочки здесь указывают на ненормативность, неприемлемость для живого славянорусского языка этих грамматически, фонетически и морфологически правильных словосочетаний). Есть сложносоставные имена прилагательные ОСТРОУМНЫЙ/ТУПОУМНЫЙ, но отсутствуют и совершенно недопустимы прилагательные * «ОСТРОСОВЕСТНЫЙ» или * «ТУПОСОВЕСТНЫЙ». Народ, хранящий в своем мировоззрении живые образные представления о совести и сознании, по-прежнему зрит в корень и отвергает кажущуюся тождественность этих разнокоренных и различных по своей вечной сути современных слов и понятий.

СЛАВА ОТЦУ И СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ! читать дальше

В словарной статье «Глагола» о СЛАВЕ указано, что, по данным ученых-этимологов это слово восходит к древнему корню k'lu/k'leo-, тому же что и в древнегреческом κλύω /клуо/ «слышать, внимать, усваивать»; в санскритских श्रुति (śruti «шрути») «услышанное» и श्रवस् («шравас»), «слава, звук»; в русских слыть и слух.

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

А.С. Пушкин, из стихотворения «Памятник», 1836.

«Ваши слова, да Богу в уши!» - так принято говорить в ответ на добрые слова и пожелания в свой адрес. Русскому человеку издревле важно не столько быть у всех на слуху, то есть прославленным среди других людей, сколько достичь того, чтобы имя его было услышано Богом в чьих-либо молитвах о спасении его грешной души. Наше не всегда осознанное стремление обрести доброе имя у Господа – евангельское:

ИМЯ И ГЛАГОЛ: ДВЕ ИПОСТАСИ ОДНОГО СЛОВА читать дальше
ИМЯ И ГЛАГОЛ: ДВЕ ИПОСТАСИ ОДНОГО СЛОВА

Слово ИМЯ, согласно исследованиям зарубежных ученых-этимологов, происходит от древнего корня *hneh- «обременять», того же, что и в древнегреческом глаголе ὄνομαι /ономэ/ «винить, приговаривать (к наказанию)» и в существительном ὄνομα /онома/ «имя, название». Опираясь на законы фонетических соответствий, этимологи также предполагают, что корень *hneh- «обременять» находится в некотором родстве с *ǵneh- «познавать», то есть слово ИМЯ родственно латинским cōgnōmen /когномен/ «отчество», (g)nōscō «знать» и nōmen /номен/ «имя», а также русскому «знать», литовскому žinoti и латвийскому zināt. Действительно, мы называем знакомыми тех людей, имена которых нам известны. Само знакомство представляет собой обмен именами. Более этого, еще в глубокой древности люди знали, что любое «нечто» становится реальной вещью, когда обретает свое нарицательное имя, и наоборот: тот объект, у которого нет имени, воспринимается нами как «ничто», то есть не принимается во внимание.

Яндекс.Метрика
Оставьте заявку
и мы Вам перезвоним в удобное для Вас время
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена