ЦЕЛОВАТЬ

« Назад

ЦЕЛОВАТЬ  13.11.2019 16:27

ЦЕЛОВАТЬ – восходит, по мнению современных этимологов, к древнему индоевропейскому корню *kailo- «целый, неповрежденный» - тому же, что и в русском слове ЦЕЛЫЙ. В этом слове есть и более древний протоиндоевропейский корень *kʷel- /квел/ «вращать, вершить, совершать» - тот же, что и в русских КОЛО, КЛОВРАТ, КОЛЕСО. Внутренний образ корня *kʷel- объясняет суть всякого целительства и целования: восстановить цельность поврежденного человека прививкой к совершенному образцу человечности. «Целовать крест» в прошлые века означало «давать присягу, присягать». К корню *kʷel- восходят такие слова, как латинское colo /коло/ «вращать, вершить», ставшее основой современного термина КУЛЬТУРА; санскритское चरति /cárati/ «вращаться вокруг оси, быть занятым, действовать»; английское wheel /вил/ «колесо»; древнегреческие κῠ́κλος /киклос/ «круг, цикл», τῆλε /теле/ «отдаленный, связанный с центром объект», τέλος /телос/ «цель» и часто встречающееся в текстах Нового Завета τέλειος /телейос/ «совершенный, достигший вершины своего развития». Корнесловный образ совершенного исцеления, скрытый в глаголе ЦЕЛОВАТЬ, представляет высшую точку развития человека, буквальное восхождение к той вершине, в которой происходит обожение соединение всех людей-частиц во Христе в единое и нераздельное ЦЕЛОЕ. «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены́ (в оригинале τετελειωμένοι /тетелейоменэ/ - от корня *kʷel-, того же, что в ЦЕЛОВАТЬ) воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (От Иоанна, 17:22-23). По-моему, к этому же корню *kʷel- «вершить, совершать» восходит и славянорусское слово ТЕЛО, хотя многие ученые относят это слово к неясным в этимологическом отношении и много спорят о его корнях. Один из виднейших европейских ученых-этимологов Вацлав Махек (1894-1965) все же высказывает сходное с моим мнение, сближая слово ТЕЛО с греческим τέλος «цель; войско» (Изследвания в чест на Дечев, София, 1958, стр. 52). Слово τέλος современные этимологи бесспорно признают восходящим к древнему корню *kʷel- «вершить, совершать», так что в своем предположении о глубинном родстве ЦЕЛОВАНИЯ и ТЕЛА, я не одинок. Церковь, как следует из Евангелия, есть Тело Христово, а мы все – частицы этого тела, вершащие свой жизненный путь к исцелению и обретению полноты вечной жизни во Христе: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы, Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным (τέλειον) во Христе Иисусе» (Апостола Павла послание к колоссянам, 1:24-28). Человек может исцелиться от греховности и смерти только во Христе – причастием Его плоти и крови с прививкой к Древу Жизни в ЦЕЛОВАНИИ Креста. Здесь имеется в виду не столько прикладывание ко кресту, сколько совершение восхождения на свою Голгофу – самопожертвование во славу Божию и сораспятие Христу. Надо заметить, что в русском Синодальном переводе Евангелия слово ЦЕЛОВАНИЕ применяется вместо славянского ЛОБЗАНИЕ и устойчиво соотносится с оригинальным древнегреческим словом φίλημά /филема/ «лобзание» того же корня, что и φιλέω /филео/ «любить, быть увлеченным, …лобызать». Слово ФИЛЕО, от которого произошли такие термины, как ФИЛОЛОГ, ФИЛОСОФ, ФИЛАНТРОП, восходит к древнему корню *bʰil- /бхил/ «добрый, подходящий, свой». Этот образ дополняет представление о ЦЕЛОВАНИИ как о прививке отпавшего от Бога и чуждого добру человека к Древу Жизни. Древнее славянорусское слово ЛОБЫЗАТЬ восходит к первообразу «прикладываться, прилепляться, ластиться». Приложиться ко Кресту – это первый шаг к вершине совершенствования возвращающегося к Богу человека, то есть к привитию к Древу Жизни: «Ты целования ( в славянском тексте Лобза́нiя ми́ не да́лъ еси́, в греческом оригинале φίλημά μοι οὐκ ἔδωκας αὕτη) Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать (облобыза́ющи ми́ но́зѣ, καταφιλοῦσά μου τοὺς πόδας) у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи её многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Евангелие по Луке, 7:45-47). Все же, исходный корнесловный первообраз ЦЕЛОВАНИЯ – это именно совершенствование, то есть путь человека к вершине своего развития: к вечной жизни во Христе. Однокоренное ЦЕЛОВАТЬ евангельское τέλειο /телейо/ представляет нам образец высшей степени совершенной любви: добровольного самопожертвования: «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось (τετέλεσται), да сбудется (τελειωθῇ) «совершится во всей целости и полноте!») Писание (в оригинале πάντα τετέλεσται ἵνα τελειωθῇ ἡ γραφή /панта тетелестэ ина телейоси и графи/, говорит: жажду» (От Иоанна, 19: 25-28).

В.С.