ЧЕЛОВЕК

« Назад

ЧЕЛОВЕК  13.05.2018 22:09

ЧЕЛОВЕК – от двух древних корней: * kuel- «клан, рой» и *ueik- «энергичное проявление силы, развитие». Все другие попытки объяснить внутреннюю образность происхождением от того же корня, что и слово (якобы «словек», как у А.С. Шишкова); от того же корня, что санскритское चित्त /читта/ «дума, мысль» (как у А.С. Хомякова), представляются менее убедительными. Хотя, внутренняя корнесловная связь между человек и слово, человек и честь (мнение, мысль) сильна и обусловлена близостью к единому первообразу: «сосуд, вместилище духовных сил, храм живого Бога». Первый корень* kuel- /куел/ – тот же, что и в санскритских словах कुलज /кулайа/ «потомок», कुल /кула/ «клан», कुलगोत्र /кулаготра/ «семья и племя, род». Этот корень связан с образом роя, многослойного клубка, в сердцевине которого пребывает сила, порождающая всех родственных друг другу членов этого живого единства. Будучи малым и немощным как отдельная особь, человек всемогущ и велик, когда он связан с Богом и всеми своими предками, потомками, современниками: с человечеством. «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес! Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя. Когда взираю я на небеса Твои - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями. Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!» (Псалом Давида, 8:2-10). Второй древнейший корень, воссозданный в этимологических словарях как *ueik- или, в менее точной версии британских этимологов *weg-, восходит к первообразу «быть сильным, исполненным жизненной энергии и мощи развития». От этого корня произошли такие санскритские слова, как वाजयु /вайайу/ «энергичный, полный жизненных сил», वेग /вега/ «сила». В санскрите многие слова этого корня связаны с образом полета, вознесения в небо. В русском языке к этому корню прямо или опосредованно относится множество слов, содержащих в себе образ жизненной энергии роста и развития. К примеру: век, виноград, ветвь, вить. «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, проси́те, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (От Иоанна, 15:1-8). Сочетание двух первообразов «клан, рой» и «быть сильным, исполненным жизненной энергии роста и развития» порождает единое корнесловное представление о человеке: «живой храм Божий, предназначенный для того, чтобы содержать в себе созидательную энергию Святого Духа». «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем. Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду. Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (От Матфея, 12: 31 -35). В Евангелии и в святоотеческом предании человек многократно уподобляется дому, жилищу, храму, в котором, когда он чист и благоустроен, пребывает Бог, а когда он находится в запустении и нечистоте – нечистая сила. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом» (От Матфея, 12:43-45).

В.С.