ЧЕРТА

« Назад

ЧЕРТА  26.05.2018 22:33

ЧЕРТА – от основного древнего корня *(s)ker-/kьr- «резать, сечь, рубить, отделять», того же, что и во множестве русских слов с внутренним образом отделения, отсечения части от целого, к примеру: скорняк, шкура, кора, корнать, корень, чертить, черпать, чиркать, скрести, скорлупа; в латинских cortex «древесная кора, кора головного мозга», character /характер/ «выгравированный, вырезанный на теле знак, отметина; позже «отличительная черта»; в древнегреческом χαρακτηρ «отличительная черта, знак»; в санскритском चित्र /читра/ «рисунок, чертеж». Второй, дополнительный древний корень *tъ-/*tь- обычно упоминается этимологами только как пустой «расширитель». По-моему, он восходит к первообразу течения – «течь, ток». Этот древнейший первокорень присутствует в таких в русских словах, как ток, точить, точка, текст, текстиль, тереть («сочетать течение с резанием); в древнегреческом τίκτω /тикто/ «произвести на свет, родить ребенка», τόκος «роды»; в санскритском त्रुटति /трутати/ «быть отделенным, оторванным». Связь двух древних первообразов «отсечения части от целого» и «течения» порождает единое представление о черте: «линия, разделяющая течение единой текущей живой материи на отдельные потоки - вещи, текущие своим жизненным путем». Устойчивое в русском языке словосочетание черта характера неслучайно: характер каждого живущего человека представляет собой уникальную совокупность черт. Каждая из характерных черт сближает человека со многими другими людьми, но в совокупности черт точно очерченный характер отличает каждого из нас от всех иных как неповторимое и уникальное богоподобное существо. Утрата какой-либо черты – это повреждение человека, потеря себя, обезличивание и начало распада, то есть умирания. Чем больше личных черт стирается и утрачивается, тем ближе человек к состоянию массового помешательства, - превращения в безликую массу или толпу – самого страшного зверя на земле. Сотворив мир и человека, Бог установил, точнее очертил для жизни каждого из своих творений тот образ жизни, который ему подобает. Этот предопределенный предначертанием Божиим образ жизни назван Законом: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта (в древнегреческом тексте κεραία /керайа/ - от корня *(s)ker-) не прейдет из закона, пока не исполнится все» (От Матфея, 5:17-18). Название греческой буквы йота произошло от арамейской буквы йуд (י), самой малой во всём арамейском алфавите. Черта в данном тексте – еще меньше йоты. Это часть самой малой буквы. В предначертанном Божьим Словом тексте и образе жизни нет ни одной мелкой черты, которая бы не была существенна и не должна нами соблюдаться. Черту, предначертанную Богом, нельзя пересекать! Весь свободный путь человечества, направленный на возвращение к вечной жизни в царстве Небесном, отмечен вольными пресечениями Божьих предначертаний, выходами за ту или иную черту. Следствиями переходов черты, или подмен Закона Божьего противоречащими законами человеческими, всегда становятся беды. Кровопролития, смерть и разрушения. Наиболее грозно предупреждения о необходимости каждому человеку блюсти себя, сохранять свое предначертанное Богом лицо и имя, звучат в Апокалиптическом пророчестве о грядущем антихристе: «И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание (в греческом оригинале χάραγμα /харагма/ «начертание», позже «монета», поскольку на монетах всегда были начертаны образ и имя правителя) на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание (χάραγμα), или имя зверя, или число имени его» (Откровение Иоанна Богослова, 13: 15-17). Своевольная мена совокупности черт характера, предначертанных Богом, то есть внутреннего Божьего образа в человеке на образ, имя и число зверя – это греховное озверение человека, ведущее его в погибель и муку: «И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы. И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание (χάραγμα)на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание (χάραγμα) имени его» (Откровение Иоанна Богослова, 14: 8-11). Евангельское Откровение не столько пугает людей, переходящих за черту, сколько указывает на истинный путь возвращения к вечной жизни, изначально предначертанной каждому неповторимому подобию Божию – праведному человеку: «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания (χάραγμα) на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет» (Откровение Иоанна Богослова, 20:4).

В.С.