ЧИСЛО

« Назад

ЧИСЛО  18.01.2018 23:52

ЧИСЛО – происходит от древнейшего основного корня *kwei- «чета, пара» и дополнительного (суффиксального) древнего корня *lъ, придающего именам существительным значение «орудие для совершения действий, названных основным корнем», к примеру, «точило, сверло». Этимологически однокоренными с число являются такие русские слова, как чет, четыре, квадрат, читать, считать, сочетать, чтить, честь. В близком ветвенном родстве с числом и другими многочисленными словами этого корня находятся местоимения кто, который, что, чей. В санскрите однокоренным является слово चेतति /четати/ «думать» (сравните русские синонимы «я так считаю» = «я так думаю»). В латинском языке однокоренным является вопросительное слово quantus /квантус/ «сколько»; в английском – quantity «количество». Корнесловно, ЧИСЛО представляет собой орудие (инструмент) для составления четы – пары, являющейся основой двоичного исчисления, с которого начинается мышление как сочетание вещей в группы (отряды) по признаку парности («подходит – не подходит»). Каждая вещь в в представлениях человека обязательно входит в какое-либо число – причисляется к другим вещам на основе сочетания с одной из них (образцом-эталоном). Кем или чем числится вещь в нашем представлении? – Отвечая на этот вопрос внутри себя, каждый человек, считая по-своему, причисляет рассматриваемый предмет к одной из двух жизненно важных категорий: добрая вещь (подходящая, сочетающаяся с жизнью) – злая вещь (негодная, опасная для жизни). Причисление к добру – это честь и почет, а к злу – безчестие. «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Книга Бытия, 3:2-7). Почему же начало учета, чтения и сочетания вещей не по-Божески, а на свой вкус стало столь роковым и убийственным для человека? – Начав причислять вещи к добрым или злым по-своему, то есть по змеиному научению, мы неминуемо впадаем в заблуждения и принимаем спасительное добро за зло и необоснованное ограничение личной свободы, а убивающее лукавое и ядовитое зло - за добро, приятное для глаз и вожделенное на вкус. «Кривое не может сделаться прямым, и чего нет, то не может исчислится. Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь» (Книга Экклезиаста, 1:15-18). Тот факт, что числом нельзя заменить качество вещи и превратить зло в добро, известен человечеству испокон века. Тем не менее, с самого начала нашей эры и до настоящего времени люди упорно продолжают увлекаться самоубийственными вычислениями, постоянно принимая при этом зло за добро, а спасительное дарованное Богом Добро – за зло: «С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста» (От Марка, 15: 27 – 30). Став смертным и оказавшись в жестоком и опасном мире после грехопадения, человечество столкнулось с необходимостью самостоятельно познавать природу, по-своему причислять вещи к добрым или злым, постоянно заниматься математическими вычислениями в борьбе за лучшую, более безопасную и длительную жизнь на грешной Земле. Имея ум, современный человек должен уметь точно вычислять не только свои пути, но и число зверя, несущее окончательную погибель и уничтожение: «И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть. И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли» (Откровение Иоанна Богослова, 13: 15-18; 14:1-3).

В.С.