НЕДУГ

« Назад

НЕДУГ  02.05.2018 14:46

НЕДУГ – сочетание приставки не- «отрицание» и основного корня -дугъ «сила». Корень дугъ – тот же, что в слове дюжий «здоровый, сильный». В основе лежит древний корень *dog/deg «гнуть, давить» с носовым гласным. Древнерусское слово дягъ, также происходящее от этого корня, означает «ремень», буквально «то, что стягивает, сжимает». От этого же корня происходят современные слова дуга, радуга, которые корнесловно означают «стянутое воедино, свод» (свод небес). Здесь скрыт первообраз покрова, сведения, собирания под единый кров путем сгибания или склонения, которое вызывает внутреннее напряжение в каждом склоняемом, будь то дерево или человек. В древне-прусском языке однокоренное с дугъ и дуга слово dangus /дангус/ означает «небо» (буквально, «свод неба»). Некоторые ученые относят к этому же корню тюркское имя собственное Тэнгри «Небо, бог» - название религии и горы Хан Тэнгри «властелин неба». В китайском языке от этого же корня произошло слово тянь «небо» и название горной страны天山 (Тянь-Шань). В этом названии иероглиф 天 /тянь/ означает «небо» либо «бог», а 山 — «гора». Важно также учесть однокоренное с дугъ (с носовым гласным это слово читается «дэнг») английское слово tangle /тэнгл/ «клубок». Несомненна «ветвенная», то есть опосредованно восходящая к единому корнесловному «стволу» связь слов НЕДУГ, ДУГА и ТЯГА (с носовым гласным «тэнга», отсюда современный русский глагол тянуть и прилагательное тонкий, однокоренные с тягой). Все эти слова содержат в себе единый первообраз: «внутреннее напряжение, возникающее после стягивания, сведения в единый организм взаимосвязанных живых органов, каждый из которых имеет свой стержень, в котором происходит ток внутренних энергий и сил». Каждый дюжий или недужный человек, образно говоря, представляет собой напряженную дугу. Когда дуга согнута неправильно, чрезмерно или недостаточно стянута, силы напряжения внутри нее входят в противоречие со внешними стягивающими ее силами. Если дуга «сдюжит», она останется целой и внутреннее напряжение постепенно ослабнет. После примирения внутренних сил с внешними ток внутренних сил изменит свое направление и станет соответствовать внешним стягивающим воздействием. Иногда дуга оказывается слишком несгибаемой и противящейся внешнему давлению, называемому словом ДОЛГ (этимологи считают этимологию этого слова неясной. Предполагаю, что оно восходит к тому же корню, что и дугъ). Несгибаемая воля приводит к недугам: дуга или переломится сразу, или будет долго страдать от чрезмерного внутреннего сопротивления склоняющему внешнему воздействию - «недужить». В тесной связи с недугом и тягой находится слово ТЯЖЕЛЫЙ (этимологи указывают на древний корень этого слова *ten-gh «тянуть» – тот же, что и в тяга, тянуть), и, соответственно, состояние тяжести. Принимая на себя излишнюю тяжесть, человек нарушает меру, установленную для него Богом и природой, буквально, рвет свои жилы, излишне напрягая их. Итог очевиден: или не тянет, каменея от напряжения; или растягивает и разрывает мышцы, становясь расслабленным, неспособным собраться с силами и действовать. Исцеление разорванных связок (дуг) происходит со временем, требуя тепла и терпения. Избавление от недуга возможно или после снятия внешнего сгибающего давления, или после укрощения внутренних напрягающих энергий и сил – смирения и согласия с внешним склоняющим воздействием при сохраняемой внутренней цельности. Человек физиологически представляет собой сложный клубок, совокупность дуг – сведенное в единый организм множество взаимосвязанных узлов жил. Внутри, в сердцевине каждой жилы, будь то кровеносный сосуд, мышечное волокно, кашка, или нерв, обращаются и протекают животворящие энергии и силы. Проявляя своеволие, противоборствующее с высшей волей Царя Небесного и нарушающее законы природы, человек начинает вольно или невольно недуговать. Ток сил в организме становится спутанным и сдавленным напрягающими его органы «ремнями». Эти «ремни» - отношения и связи – бывают двух родов: благодатные и порочные. Пытаясь разорвать животворные связи с Богом и входя с Ним в натянутые отношения, человек внутренне разрушает себя. Внутренний ущерб и неразрешенные натянутые отношения могут передаваться по наследству. Они останутся, пока взаимоотношения людей с Богом не станут менее напряженными и сложными. Способ получить прощение и ослабить натянутые отношения с Богом – это искренняя просительная молитва, основанная на признании своей вины и вере в милосердие Божие: «Ослаби, остави, прости, Боже, прегрешения наша, вольная и невольная, яже в слове и в деле, яже в ведении и не в ведении, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении: вся нам прости, яко Благ и Человеколюбец. Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную. В немощех сущия посети и исцеление даруй» (Из ежедневной покаянной молитвы перед сном). Недуг делает запутавшегося в своих отношениях, связях и решениях человека или расслабленным (если частично прервана связь с благотворными Силами Небесными), или скованным излишним напряжением сил (если в роду возникли и сохраняются порочные кровные узы – связи с нечистыми духовными силами). В Евангелии описано множество случаев избавления страждущих людей от недугов по милости Господа Иисуса Христа, восстанавливающего нарушенные благотворные связи и разрешающего от порочных связей с нечистыми духами Своим словом. Обращение недугующих ко Христу, или верное послушание недужных Воле Христа исцеляет слепых от рождения, расслабленных, бесноватых, прокаженных, хромых, глухих, немых, лежащих в горячке: «Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни (в славянском оригиналье: «то́й неду́ги на́шя прiя́тъ и болѣ́зни понесе́»)» (От Матфея, 8:14-17). После разрешения от греховных уз и восстановления внутреннего порядка, полуразрушенные недугом люди вновь становятся целыми и здоровыми. К примеру, призрев на смиренное терпение и кротость одного недугующего, Иисус Христос исцеляет его словом отпущения его грехов: «Бѣ́ же ту́ нѣ́кiй человѣ́къ, три́десять и о́смь лѣ́тъ имы́й въ неду́зѣ свое́мъ (Был там некий человек, имевший недуг в течение тридцати восьми лет). Сего́ ви́дѣвъ Иису́съ лежа́ща, и разумѣ́въ, я́ко мно́га лѣ́та уже́ имя́ше въ неду́зѣ, глаго́ла ему́: хо́щеши ли цѣ́лъ бы́ти? Отвѣща́ ему́ неду́жный: е́й, Го́споди, человѣ́ка не и́мамъ, да, егда́ возмути́тся вода́, вве́ржетъ мя́ въ купѣ́ль: егда́ же прихожду́ а́зъ, и́нъ пре́жде мене́ сла́зитъ. Глаго́ла ему́ Иису́съ: воста́ни, возми́ о́дръ тво́й, и ходи́. И а́бiе здра́въ бы́сть человѣ́къ: и взе́мъ о́дръ сво́й, и хожда́ше. Бѣ́ же суббо́та въ то́й де́нь. Глаго́лаху же жи́дове исцѣлѣ́вшему: суббо́та е́сть, и не досто́итъ ти́ взя́ти одра́ твоего́. О́нъ же отвѣща́ и́мъ: и́же мя́ сотвори́ цѣ́ла, то́й мнѣ́ рече́: возми́ о́дръ тво́й и ходи́. Вопроси́ша же его́: кто́ е́сть человѣ́къ рекі́и ти́: возми́ о́дръ тво́й и ходи́? Исцѣлѣ́вый же не вѣ́дяше, кто́ е́сть: Иису́съ бо уклони́ся, наро́ду су́щу на мѣ́стѣ. Пото́мъ же обрѣ́те его́ Иису́съ въ це́ркви, и рече́ ему́: се́ здра́въ е́си: ктому́ не согрѣша́й, да не го́рше ти́ что́ бу́детъ» (От Иоанна, 5: 3-14).

См. сила, целый, энергия.