ТРУД

« Назад

ТРУД  24.01.2017 21:08

ТРУД – слово происходит от сочетания двух древних корней: *ter/tъr «тереть» и *dh(е) «делать». Первый корень*tъr- тот же, что в русских трение, трутень, утруждать, терпкий, терпеть, страда, страдание, стирать, (про)торить, трава, травить, тропа, тернистый. «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Книга Бытия, 3:17-18). В результате трения все, что создано из праха земного, обращается в прах – стирается. Важно, что к этому же корню*ter и корнесловному образу «возвращение в землю того, что истирается в прах» восходит и глагол тратить. Затраты, направленные на накопление денег, этимологически безсмысленны, так как деньги созданы не для того, чтобы их копить, а для того, чтобы тратить. Зарабатывая деньги своим трудом, человек получает то, что должно возвращать в землю (тратить). Тратя заработанные деньги, работник возвращает прах к праху, то есть исполняет свой долг естественным образом. Второй корень слова труд *dh(е) «делать» восходит к более раннему *dъh «дух, душа, дохнуть». Любое физическое или умственное делание (работа) производится на выдохе после вдоха или, точнее, вдохновения. Силой духа оживляется и преображается состоящая из праха материя. Делать корнесловно представляется как «вкладывать силы своего духа в обрабатываемую землю, одухотворять плоть». После любого дела человеку требуется отдых, передышка, возможность перевести дух – восстановление духовных сил. «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (От Иоанна, 6:63). Сочетая первообразы *tъr- «возвращение в землю того, что истирается в прах» и *dh(е) «вкладывать силы своего духа, одухотворяя плоть», можно получить единое живое представление о труде: «вкладывание силы духа в материю для возвращения праха к праху, а очищенной от праха души - к вечной жизни»: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал». Смысл труда, согласно Священному писанию, заключается в очищении души от тлеющего праха и в обретении своего места в Царстве Божием: «При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, – не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться: душа больше пищи, и тело – одежды. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если и малейшего сделать не можете, чтó заботитесь о прочем? Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры! Итак, не ищите, чтó вам есть, или чтó пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам» (От Луки, 12:15-31).

В.С.