ВАКУУМ

« Назад

ВАКУУМ  19.10.2021 21:52

ВАКУУМ – от древнего корня, восстановленного учеными в виде *h₁weh₂- («быть пустым»). Этимологически однокоренным является термин ВАКАНСИЯ. В латинском языке от древнего корня *h₁weh₂- «быть пустым» произошли многие слова, восходящие к образу внутреннего опустошения, пустоты. По мнению многих западных этимологов, отраженному в этимологических словарях латинского, английского, французского и немецкого языков, полностью однокоренными ВАКУУМУ являются латинские слова vaco /вако/ («являюсь незанятым»), vanus /ванус/ «возраст», vānus /ванус/ «тщетный, суетный», vocitus /вокитус/ «опустошенный»; английские vain /вэйн/ «тщетный», void /войд/ «опустошенный»; французское vide «опустевший, полый»; санскритское ऊन /ūná/ «чахлый, недоразвитый», и еще множество слов со значением «недоставать, отсутствовать» в разных мировых языках. Перед началом Творения Земля еще не была исполнена Волей Божьей и воздействием Слова Божьего. Там, где не было исполнения Воли Божьей и где не действовало Слово Божие, Святой Дух еще не вдохновлял планету к порождению жизни. Вместо внутренней жизни на необустроенной Земле был ВАКУУМ, тьма и бездна: «Terra autem erat inanis et vacua /вакуа/, et tenebrae super faciem abyssi, et spiritus Dei ferebatur super aquas: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Бытие, 1:2). Корнесловно человеческий ВАКУУМ представляет собой не абсолютную пустоту, а внутреннее опустошение, окаменение, вызванное безбожием, своеволием и суемудрием. Во внутреннем мире пустого человека нет любви и сыновнего послушания Воле Божьей и Слову Божию: «Но пустой человек мудрствует, хотя человек рождается подобно дикому осленку: Sed et vir vacuus /вакуус/ cordatus fit, et homo tamquam pullum onagri nascitur». (Книга Иова, гл11:12). Какого человека, согласно Евангелию, следует назвать пустым? – Того, кто кроме собственных суетных мудрований и страстей не может ничего воздать Богу за дарованную ему благодать. Пуст тот, в ком нет благодарности и исполнения своего долга перед Богом и людьми: «И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем (в латинском тексте dimiserunt vacuum /ВАКУУМ/) (Евангелие по Марку,12:1-3). Получив в пользование величайшую благодать, богоподобную живую душу, каждый человек призван исполнять долг любви и благодеяний. Первыми, кто осознал это и стал жить, как должно, были святые апостолы Христовы: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна(in me vacua /вакуа/ non fuit), но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (Апостола Павла 1-е послание к коринфянам, 15:10). «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода (non vacuos /нон ВАКУОС/ nec sine fructu) в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (Апостола Петра второе послание, 1:3-9). Подобно физическому ВАКУУМУ, внутренняя пустота человеческой души, или пустота слова обладает характерным свойством: как только герметичность нарушается, пустое место заполняется воздухом – той духовностью, в которой пребывает пустой сосуд. Стоит только пустому человеку открыть свое жаждущее духовного общения сердце, как туда без спроса врываются обильно парящие вокруг него неприкаянные хищные духи: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого» (От Луки, 11: 23-25).

См. веять, пустой, полный.