ЗАБЫТЬ

« Назад

ЗАБЫТЬ  30.04.2017 23:52

ЗАБЫТЬ – сочетание двух современных слов: за (см.) и быть (см.). Единое представление: «переместить за пределы настоящего бытия – отсюда; отпустить (то есть опустошить, очистить); оставить там». «Мешок», в котором сложены мысли и образы, связывающие нас с прошлой жизнью, называется памятью. То, что мы помним, переносится из прошлого в настоящее в виде образов, осложняющих настоящую жизнь. Перемещенные из прошлого образы занимают во внутреннем мире много места, часто вытесняя, воспринимаемые образы настоящего. Тот, кто все помнит, начинает прошлым, а не настоящей жизнью. Забытие – это способ обращения сложного (тяжелой ноши) в простое (пустой мешок) – очищения и облегчения настоящей жизни.  «Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его. Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит прощения; к подобному себе человеку не имеет милосердия, и молится о грехах своих; сам, будучи плотию, питает злобу: кто очистит грехи его?» (Премудрость Иисуса, сына Сирахова, 28: 1-3). Помимо сложных тяжелых мнений, мыслей и воспоминаний, душа человека исполняется в настоящей жизни доброй духовной пищей – образами и образцами, придающими силы для подвижничества и приближения в цели будщего блаженства. Образцы верных мыслей и поступков, даруемые Богом в Евангелии, нельзя забывать: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Апостола Иакова послание, 1:23-26). Забывая те горести и обиды, которые проходят и остаются в прошлом, благочестивый человек не должен забывать о грядущем вечном блаженстве и благоденствии человечества, ради которого он и терпит страдания: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя» (Апостола Павла послание Евреям, 12:4-5).

См. месть, мнение, память.