ТИП

« Назад

ТИП  27.07.2023 14:24

ТИП – заимствовано из древнегреческого, где τῠ́πος/типос/ означало «печать, отпечаток».  

Слово образовано от древнего корня *(s)tew- «бить, наносить удар», того же, что и в родственных русских глаголах топать, топтать, тяпать, тупой; в санскритском तोपति /топати/ «наносить удар, ранить»; в современном термине типография (буквально, «письмо ударами», то есть печатание). В славянском и современном русском Евангелии греческое слово τῠ́πος/типос/ последовательно переводится как «образ» в значении «образец, пример для научения», например: «Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы (τύποι /типэ/) для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками (εἰδωλολάτραι /эйдоллотатрэ/), как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть. Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы (τυπικῶς/типикос/); а описано в наставление (в оригинале νουθεσίαν /нусисиан/, в славянском переводе более точно: въ науче́нїе, от слова нус «ум, наука, навык, умение») нам, достигшим последних веков» (Первое послание апостола Павла Коринфянам, 10:5-11).

К корню восходят также родственные слову ТИП латинское stupeō /ступео/ «(Я) поражен, крайне удивлен» и английское stupid /стьюпид/ «глупый, тупой». Тяжелые удары судьбы попускаются людям «въ науче́нїе», то есть для вразумления. Если же под этими ударами человек, страдая, не вразумляется и не исправляется; упрямо ведет себя к погибели «хоть кол ему на голове теши», он становится буквально «тупым типичным типом» - образцом безумного богоборчества и саморазрушения. Чем более современный человек настаивает на своем праве и желании вести себя не по-Божески разумно, а по-своему жестоко и ТУПО, те более и сильнее он разжигает типичные для тупых упрямцев гражданские войны, семейные распри, внутренние противоречия и болезни:

«Если же раб тот скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, и начнет бить (в оригинале τύπτειν /типтейн/) слуг и служанок, есть и пить и напиваться, — то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с неверными. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (От Луки, 12:45-53).

Тот, кто стойко переносит неизбежные удары судьбы и, извлекая из них уроки, исправляется, сам становится образцом разумной благородной жизни. «За одного битого двух небитых дают»:

«Во всем показывай в себе образец (τύπον /типон/) добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого» (К Титу, послание апостола Павла, 2:6-7).

«И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, так что вы стали образцом (τύπον /типон/) для всех верующих в Македонии и Ахаии. Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать» (Первое послание апостола Павла Солунянам, 1:6-8).

В.С.