« НазадОБРАЗЫ ПЕЧАЛИ И УТОЛЕНИЯ ЖАЖДЫ 14.09.2022 10:38Для просмотра изображения кликните по нему Чудотворная икона Богородицы «Утоли моя печали» являет Собой образец исполнения воли Божьей «Судъ праведенъ судите. Милость и щедроты творите каждый ко искреннему своему» (Книга пророка Захарии, глава7:9). Далее пророк Захария произносит слова печали о непослушных и невнимательных людях: «Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа» (Зах., 7:11-12). Два перста Богородицы, приложены к не отягощенному окаменением сердца уху. Они указывают на слышание Слова Божия и послушание Ему как на главное условие благоприятного ответа на молитвы и прошения. Хотим ли мы, подобно Богородице, внимать просьбам наших ближних, слыша Глас Божий и слова Закона Божьего? Если нет, то стоит ли пенять на то, что и наши молитвы ко Господу могут остаться без ответа, а печали – без утоления? Сочетание глагола УТОЛИТЬ с именем существительным ПЕЧАЛЬ не свойственно русскому языку и необычно для нашего слуха. Устойчивым и привычным является иное словосочетание: УТОЛИТЬ ЖАЖДУ. Слово ЖАЖДА связано с образом истощенного человека, который буквально сохнет по кому-либо или по чему-либо. Древний корень ЖАЖДЫ воссоздан учеными в виде *gʷʰedʰ- «умолять, выпрашивать». Когда молитвенник припадает к иконе Богородицы «Утоли моя печали», он просит ее о том, чего жаждет его сохнущая от недостатка Благодати Божьей душа. Здесь то и звучит зримый вопрос к нему: Утолил ли ты печаль Мою о тех твоих ближних, которые просят твоего внимание в надежде быть услышанными тобою? Послушен ли ты слову Сына Божия и Господа нашего о праведном суде, милости и щедрости к ближним твоим?
В повествовании об этой иконе есть образец простого человека, утолившего своим вниманием к ближнему печаль Богородицы о всех людях. Это был византийский воин Лев Маркелл, который хотел напоить водой страждущего слепого, а утолил своей заботой о ближнем печаль самой Богородицы: «В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной. Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь (https://azbyka.ru/days/ikona-zhivonosnyj-istochnik). В.С. |